«Наша Анна Николаевна»

Сегодня, 09:06Общество

2026-й в России объявлен Годом единства народов. Но единство не означает однообразие. Напротив, оно рождается из уважения к уникальности и традициям каждого народа, составляющего большую российскую семью.

Неслучайно в нашем регионе большое внимание уделяется коренным малочисленным народам Севера Сахалина (КМНС). Их язык, культура и традиционный уклад – важная часть общего наследия. О том, как на местном уровне строится эта кропотливая и важная работа, мы поговорили с консультантом департамента социальной политики администрации Ногликского муниципального округа Анной Ивановой.

НАВИГАТОР ДЛЯ ОБЩИН

– Анна Николаевна, по национальности вы русская и работаете относительно недавно, но ногликские нивхи, уйльта, эвенки уже прочно считают вас своей. Так и говорят: «Наша Анна Николаевна». Вы откуда родом? Это как-то повлияло на выбор работы?

– Я сама из Тымовского района, из села Адо-Тымово. Моя малая родина тесно связана с местами традиционного проживания коренных народов – рядом находится село Чир-Унвд. Так что я с детства в этой среде, имею очень много друзей и знакомых оттуда. Понимала, в какое сообщество иду, но, честно говоря, плохо представляла конкретные обязанности специалиста. Когда пришла, пришлось с нуля разбираться: читать законы, вникать в документы.

– С какими сложностями вы столкнулись в начале?

– Главная проблема была в преемственности. До меня долгое время работала Елена Ивановна Вовкук – очень опытный специалист. Но, когда её не стало, передать опыт полноценно было некому. Когда я пришла в апреле 2022 года, пришлось непросто. Я буквально бегала по всей администрации и спрашивала, куда и с какими вопросами обращаться.

Мне очень помогли коллеги, особенно Людмила Михайловна Ренкевич и Наталья Александровна Степура. Вместе мы полностью перебрали кабинет: пересмотрели горы архивных бумаг, сделали ремонт. Сложнее всего было с госзакупками. Первый тендерный пакет документов, который готовила, возвращали на доработку раз пять или шесть, указывая на ошибки. Но это был ценный опыт.

– Вы пришли сразу после университета?

– Да, мне было 24 года. В 2020-м я закончила бакалавриат Дальневосточного федерального университета во Владивостоке, затем сразу поступила в магистратуру. В июле 2022 года сдала экзамены и получила красный диплом. После защиты сразу вышла на эту должность.

– В чем сейчас суть вашей работы?

– Обязанностей много, но сейчас основная задача – сохранить тенденцию на развитие и ведение хозяйственной деятельности общин коренных народов. 

Сейчас в муниципальном образовании 23 родовые общины коренных народов, которые занимаются традиционной хозяйственной деятельностью (за 2025 год было зарегистрировано две общины, за 2024 – три.) Ко мне приходят люди, и я выступаю как навигатор: помогаю составить заявление, направляю в нужный отдел администрации, консультирую по мероприятиям программы. Иногда возникает заблуждение, что я могу решить все проблемы, но моя роль – именно в содействии.

ОТ ТЕПЛОГО ДОМА ДО ШКОЛЬНЫХ ПАЙКОВ

– Но ведь вы работаете не только с общинами. Знаю, Анна Николаевна, что при вашей поддержке ежегодно пенсионерам из числа КМНС ремонтируют жильё. Что удалось сделать?

– Да, это важное направление, занимаемся совместно со специалистами отдела жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. Работа ведется строго в муниципальном жилом фонде и за счёт областного бюджета. В 2023 году отремонтировали четыре квартиры. В 2024-м провели полномасштабный капитальный ремонт в квартире по переулку Молодёжный. 

В прошлом сезоне подрядчики выполнили сложный ремонт для пожилой женщины, у которой в доме было очень холодно. На это выделено почти два миллиона рублей.

Работы разные: кому-то поменяли окна и балкон, кому-то – крышу, сделали утепление. Кому-то требуется только косметический ремонт, а, например, Татьяне Александровне Садьгун, которая много лет добивалась ремонта крыльца, его заменили.

– Давайте поговорим о других направлениях. Например, об организации дополнительного питания для детей из числа КМНС в школах.

– Это важная мера. В начале учебного года я запрашиваю у всех школ списки детей. На основании их мы готовим совместный приказ с департаментом социальной политики и передаём в отдел образования. Школы сами определяют формат: это может быть ежемесячный продуктовый паёк (молоко, шоколад) или дополнительное питание в столовой. Наша задача – наладить взаимодействие, чтобы ни один ребёнок не был упущен.

КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ, ВЗАИМОПОМОЩЬ

– Вы также активно участвуете в культурных мероприятиях. Как строится взаимодействие с мастерами?

– Да, это постоянная организационная работа. Например, когда нужны работы для мероприятий, таких как «Тэни гу» (с. Чир-Унвд) или «Кормление духа – хозяина моря» (г. Поронайск), мы обзваниваем мастеров. Хочу отметить, что они, несмотря на занятость, редко отказывают. Например, всегда откликается семья Левкун.

Даже покинув малую родину, наши люди продолжают с нами сотрудничать. Например, мастер декоративно-прикладного искусства Елена Садинова, которая переехала жить в Южно-Сахалинск, по нашей договорённости представляет Ногликский район на мероприятиях, ведь поддержку она получала здесь.

Признаюсь, я очень горжусь нашими умельцами! Это талантливые и отзывчивые люди. К примеру, Виктория Аранова. Она создаёт потрясающие национальные подвески с тончайшей вышивкой. Волонтёрское объединение «Тыл.Ноглики», в котором она состоит, продаёт их и вырученные деньги направляет на поддержку земляков, участвующих в СВО. Правда, я считаю, цена на каждую её работу должна быть значительно выше: ручная работа такого качества не может стоить 1000 рублей. 

А какая у нас национальная кухня!.. Самая лучшая и вкусная, я считаю.  Мастера Светлана Дмитриевна Пулюс (СРО КМНС «Пила Су»), Зинаида Дмитриевна Дорошенко (НПК «Кекр-во»), Алла Викторовна Кавозг (СРО КМНС «Чамн»), Галина Борисовна Макарова (ТСО КМНО «Юктэ»), Юлия Владимировна Гилева, Кристина Алексеевна Мезенцева умеют готовить такие замечательные и разнообразные блюда, что их всегда ждут в районах на мероприятиях и за пределами области. 

– Согласна с вами, Анна Николаевна. Давайте вернемся к теме родовых хозяйств. Поговорим подробнее о программах поддержки традиционной хозяйственной деятельности. Как общины получают необходимое оборудование и инвентарь?

– В рамках закона о поддержке КМНС у нас есть отдельное мероприятие по сохранению культуры и традиционного уклада. Общины, которые занимаются декоративно-прикладным искусством, национальной кухней, рыболовством, подают нам заявки с конкретным списком того, что им нужно. Это могут быть швейные машинки, ткани, нитки, лодки, моторы и пр. Ведется список заявок от общин, затем мы собираемся с Советом коренных малочисленных народов Севера при администрации, на котором согласовываются заявки. Далее мы начинаем их обработку, проводим закупку товаров и передаем имущество по договору безвозмездного пользования. Сейчас нам удаётся закупать именно ту марку, которую просят общины. Это большое достижение!

– Теперь вопрос, который, я знаю, многие бы хотели задать. Какая польза от деятельности национальных общин для всего района?

– Польза многообразна. Во-первых, это имидж и культурное лицо территории. Кухня, выступления, выставки – наше общее достояние, то, что Ноглики могут предложить миру в рамках национального проекта президента России Владимира Путина «Туризм и гостеприимство». По всей сети Интернета ходят видео трэвел-блогеров с поездок в Ныйво, на Венское, на Кайган и в стойбище Луньво. Здесь снимаются репортажи для ТВ, к нам приезжают ученые для сбора материала для исследовательских работ.

Во-вторых, это система внутренней взаимопомощи. У нас очень активное и социально ответственное сообщество КМНС. Допустим, в ногликском краеведческом музее часто проходит дегустация национальной кухни – богатый стол на безвозмездной основе готовит Алла Викторовна Кавозг. На различных праздниках, районных и областных, мы также можем рассчитывать на остальных наших знатоков нивхских блюд – Юлию Гилёву, Светлану Пулюс, Зинаиду Дорошенкову, Кристину Мезенцеву. 

Общины традиционно предоставляют свежую горбушу для ухи на День рыбака. С начала СВО они мешками снабжают рыбой (также бесплатно) волонтёрские объединения для отправки юколы землякам на фронт. А когда одной общине, которая занимается ездовым собаководством, срочно понадобилась еда для собак, Ким Борисович Лиманзо (СРО КМН «Нивхи Сахалина») сразу откликнулся и предоставил необходимое. 

ИНОГДА НУЖНО ПРОСТО СЕСТЬ И СДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ

– Помимо прямой поддержки, вам, наверное, приходится много работать с документами и отчётностью самих общин?

– Да, это отдельная часть работы. Чтобы община могла законно работать и получать поддержку, её документы должны быть в полном порядке.

– Как это происходит на практике?

– Одним из первых работали с председателем общины «Нивхи Сахалина» Кимом Борисовичем Лиманзо. Мы сидели и по шагам готовили пакет документов: устав, заявление, протокол. Потом началась техническая проблема – нужно было всё заверить электронной подписью, а у него дома система не работала. Мы позвали программиста администрации, настроили всё на моём рабочем компьютере, подписали. Ким Борисович ушёл довольный.

Потом была Альбина Петровна Хатмуллина, председатель общины «Нин-миф». С её документами мы тоже долго и кропотливо работали: то в формулировках ошибка, то в оформлении. Это взаимный процесс: они учатся правильно оформлять документы, а я – работать с такими нюансами, потому что раньше с подобными задачами глубоко не сталкивалась.

– Анна Николаевна, как бы вы описали сообщество, с которым работаете? Есть ли устаревшие стереотипы?

– К сожалению, они ещё существуют. Но здесь, как и везде, внимание акцентируют на отдельных негативных моментах. Это создает искажённую картину. В реальности я вижу добрых, отзывчивых и скромных людей. Порой даже чрезмерно скромных – услышав «нет», они не станут настаивать. Хорошо, что среди них есть активные лидеры, знающие свои права. 

В целом же, это люди сердечные, держатся с достоинством, и старые ярлыки им совершенно не подходят.

«ОЛЕНЕВОДАМ НУЖНА СИСТЕМНАЯ ПОДДЕРЖКА»

– Как вы взаимодействуете с областными структурами, например, с региональным советом?

– Мы постоянно на связи с уполномоченным по правам КМНС в Сахалинской области Алексеем Геннадьевичем Лиманзо и председателем регионального общественного движения «Союз коренных народов Сахалина» Светланой  Николаевной Санги. Яркий пример совместной работы – история с заливом Чайво и его притоками. Их не включили в список для традиционного лова горбуши, хотя они исторически для этого использовались. Ко мне обратилась община «Юктэ». Я нашла подтверждающий протокол, передала документы Алексею Геннадьевичу Лиманзо, и он вынес вопрос на областном заседании. Результат – залив вернули в список. Это и есть наша общая цель – защита исконной среды и прав людей.

– Что вы можете сказать о новых мерах поддержки для оленеводов?

– Да, это нужный региональный закон, и спасибо депутату областной Думы Михаилу Бабчуку за то, что приложил усилия к его принятию. 

В 2025 году общины, которые непосредственно заняты оленеводством, получили помощь. Им были закуплены наборы продуктов питания на 13 пастухов, специальная зимняя одежда и обувь. А также они получили четыре бытовых модуля для оленеводов, предназначенных для временного проживания в местах сезонного выпаса домашних северных оленей. 

– Анна Николаевна, напоследок: вам нравится ваша работа? Что она для вас значит, особенно в контексте Года единства народов?

– Да, мне нравится работать специалистом по поддержке КМНС. Я чувствую, что это важный труд, особенно, когда мы вместе ремонтируем дом для бабушки, когда помогаем общине с документами, когда отстаиваем право людей рыбачить на их же историческом месте, когда решаешь вопросы в целом, связанные с коренными народами, когда люди говорят: «Спасибо за помощь», мне на душе становится хорошо, потому что я значит полезна для кого-то.

В 2025 году я побывала впервые в заливе в исконных местах коренных народов, за что спасибо председателю ТСО КМНС «Тыми» Евгению Оненко. Я посмотрела, как живут общины, какая красивая природа. Честно сказать, приятно, когда меня встречают не как чиновника из администрации, а как своего человека, который поможет, подскажет. Думаю, это и есть настоящее единство: в уважении, в узнавании друг друга, в общей работе. 

Наша задача – чтобы коренные народы жили полноценно, сохраняя свою уникальность и внося неоценимый вклад в жизнь всего района. В этом, я уверена, и заключается смысл объявленного в нашей стране Года единства народов.

Авторы:Зоя Слежакова
Понравилась статья?
по оценке 3 пользователей