Решить неразрешимое

8 августа , 09:19Общество

Часто ли люди задумываются о том, как можно справиться со сложной ситуацией? Кто мог бы прийти на помощь, если все доступные способы перепробованы, и результат назревает не в вашу пользу. Зачастую выход есть, пусть и не самый лёгкий.

За многие проблемы ногликцев берётся общественный помощник уполномоченного по правам человека в Сахалинской области Юлия ФРОЛОВА, с которой пообщалась журналист.

Разговор сразу начался с того, что помогать людям у Юлии Анатольевны в крови: «Мой дедушка служил в пожарно-спасательном отряде, мама и тётя – также в пожарной части, я и сестра – в ОМВД». Целая спасательная династия, согласитесь?  .

Перед визитом журналиста юридический отдел со своей проблемой посетила жительница Ноглик. Юлия прокомментировала: «Женщина не той категории, с которой я работаю, но отказать в помощи не могу. Вряд ли у неё получится решить жилищный вопрос как-то по-другому. Пообщались конструктивно, есть примерный план действий. Стараюсь помочь всем, есть и неординарные моменты». Показалось, что у Юлии нет ни одной свободной минутки, всегда находится в процессе решения разных задач.

Беседа продолжилась: «Меня до сих пор «не отпускает» служба в правоохранительных органах, и по роду деятельности осталось много знакомств. Большую часть моей работы занимает коммуникация с другими ведомствами. Например, военкоматы и суды. Нестандартных моментов – масса: в связи с поддержкой участников СВО и членов их семей в законодательство введено множество новшеств, но на практике большинство граждан в неведении того, как это работает. Поэтому приходится действовать в новинку. К примеру, участник спецоперации лишён водительского удостоверения, но право управлять автомобилем необходимо ему на военной службе, в таком случае он может восстановить действие документа. У меня не было в практике подобного, процедура состоялась впервые, что стало полезным опытом, который довелось ощутить. Можно сказать, мы с сотрудниками других структур запустили неиспытанный механизм. И каждый раз, сталкиваясь с чем-то новым, становится интересно. Встречалось и такое, что при мобилизации в 2022 году военнослужащий не имел регистрации по месту жительства, а в ходе боевых действий погиб. Родственникам бойца приходилось через суд доказывать его проживание в Ногликском районе, что он никуда не выбывал и призывался на службу именно здесь. В основном такие дела в суде выигрываются». 

Корреспондента заинтересовало, случаются ли неудачи в столь деликатных делах или, возможно, неверие в положительный результат от самих обратившихся? 

«Бывает, на пути к решению люди сталкиваются с препятствиями. Например, жители старшего поколения, обратившись к нашим юристам, испытывают трудности в процессе. Нанимать адвокатов у них нет возможности, от того считают нас либо единственной, либо последней инстанцией. А мне нужна от них обратная связь. Если человек больше не приходит или не звонит, я не знаю, с каким результатом разрешилось дело. В таких случаях звоню им сама и интересуюсь. Очень приятно узнавать о положительном исходе».

Юлия Фролова также отметила, что сотрудники ногликского юридического отдела обмениваются опытом и с другими муниципалитетами, взаимодействуют, например, с южно-сахалинскими и охинскими ведомствами. 

Также собеседница поделилась, что, если не получается справиться своими силами, то формируется запрос в область – уполномоченному по правам человека островного региона Анатолию Крутченко. После чего делу даётся старт и большинство из них решается положительно.   

Примечательно, что на улице к Юлии подходят люди и искренне благодарят за помощь в выигранных делах. «Иногда удивляет, что граждане откровенно задают вопрос о стоимости оказанной помощи. А я удивляюсь в ответ и говорю, что не беру никаких денег, а выполняю свои обязанности за заработную плату».  

Уверены, что деятельность нередко выходит за рамки так называемых служебных обязанностей. Видим Юлию на различных местных мероприятиях – общественные, памятные события, благоустройство. На это собеседница ответила: «Просто люблю помогать и приносить пользу. Без этого уже не могу. Большим плюсом считаю то, что мы живём в небольшом муниципалитете, где люди дружны и неравнодушны. Тем самым и помогать друг другу проще». 

Помимо непосредственной работы ведущий специалист организационно-правового департамента по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам Юлия Фролова выполняет обязанности общественного помощника уполномоченного по правам человека в регионе. Ногликцы записываются на приём и приходят на консультации. «Но даже забавно, что я их приняла как общественный помощник, а переадресовала к себе же в юридический отдел. Здесь свои плюсы. Это позволяет подробно вникнуть в проблему, не привлекая никого со стороны. Работаем и с депутатами, и председателем районного Собрания, в особенности сейчас, во время проведения специальной военной операции, когда её участникам и их семьям нужна помощь, в том числе бытовая. Есть идеи совместных сплачивающих мероприятий именно для участников СВО и членов их семей», – рассказывает собеседница. 

Хотелось бы узнать как о редких, так и самых распространённых делах, поставленных на поток. «Самые частые – алименты, разводы и жилищные вопросы. В сфере недвижимости меняется законодательство, многие об этом либо не знают, либо откладывают в долгий ящик. А когда подходит время переселяться из аварийного жилья в новое, возникают трудности с документами. То же самое касается и оформления наследства». 

Общественный помощник поведала: «Ежеквартально проходят выездные мероприятия в сёлах Ныш и Вал, а раз в полугодие ездим туда с нотариусом. По предварительной записи на приём набираются люди, с главными консультантами сёл составляем определённый список, отрабатываем. Это может быть и пятнадцать человек, и всего двое. И даже при таком количестве поездка состоится. Проходят встречи плодотворно. Такие мероприятия мне нравятся потому, что выявляется больше проблем, которые можно решить. Порой ситуации встречаются очень неоднозначные, иногда не сразу поймёшь, как действовать. Реальный пример – это частный сектор ОГРЭ. Жилые дома относились к Охинскому району, а квартиры люди получали, будучи трудоустроенными в организациях, которые давно ликвидированы и документов не осталось. Работодатели оформляли на хозяев дарственные, не все ими воспользовались. Сейчас, спустя полвека, крайне сложно найти свидетелей. Здесь предстоит огромный объём труда и времени, сейчас работаем над этим. 

Часто происходит так, что звонят на личный или рабочий телефон с целью прояснить моменты, не касающиеся моей деятельности. Но, очевидно, ведь просто по-человечески хочется помочь. Здесь чаще всего подключаются разные знакомства, выстраивается цепочка контактов».

Есть и то, что огорчает Юлию Анатольевну – хамство и грубость, с которыми время от времени приходится сталкиваться. «Если этому и есть причины, то виноваты в этом точно не мы, – прокомментировала собеседница. – Всем бы помогла, будь у меня сто рук». 

Высказывание навеяло мысль о том, что при такой деятельности могут встретиться люди, злоупотребляющие милосердием и вниманием тех, кто им помогает. Иногда эти факторы тонко граничат с обыкновенной помощью и выполнением обязанностей, а порой границы нарушаются. 

Наслышаны о помощи пенсионерам со стороны Юлии Фроловой. С чем они обращаются, собеседница также рассказала: «В основном это неоплата социальным фондом проезда к месту отдыха и обратно раз в два года. Суть в том, что, когда гражданин подходящей категории покупает билеты, то не задумывается о приобретении дополнительных документов. Те, у кого уже есть опыт, знают нюансы. Это может быть отсутствие маршрутной квитанции, утеря посадочного талона, в чеке не указана дата или же проездные документы оплачены не его банковской картой. Если касается авиамаршрутов, доходит до того, что лететь нужно было определённой авиакомпанией и никакой другой. Все эти моменты решаемы. Всё чаще практикуем дела, которые не доходят до судебных разбирательств».  

Несомненно, такой результат можно считать блестящим. Ни для кого не секрет, что не все представители старшего поколения справляются с гаджетами, через которые упрощается и ускоряется процесс документооборота. «Та же покупка билетов или взаимодействие с госуслугами и МФЦ вызывает сложности. Помогаем и с этим.  Знание и умение пожилых людей в обращении с компьютером и гаджетами нужно повышать, создавать курсы обучения», – прокомментировала Юлия. 

Также собеседница поделилась, что есть реальная история жительницы Ноглик: «Необходимо подтвердить её прибытие в район Крайнего Севера в 1991 году. Так требует регламент дополнительной социальной поддержки по переселению. После получения гарантийного письма можно приобрести жильё. По этому поводу пришлось перерыть весь отдел по вопросам миграции (ОВМ), обзвонить кого только можно. А старый паспорт, в котором была указана регистрация по месту жительства 1970-х годов, конечно же, утилизирован, в новом удостоверении личности уже нет тех данных. Подготовлен иск в суд для установления периода проживания гражданки в Ногликском районе. В это время пришла в голову идея – попробовать разобраться с помощью коллег в Охе. Здесь, в отделе, сформировали запрос, а через моих родственников я передала бумагу начальнику охинского ОВМ. Сработало лучше голубиной почты. Дело ещё не завершено, находится в работе».

Журналист задала вопрос о том, что наверняка в столь щепетильной работе есть и психологические трудности – всем нужно помочь, при этом сберечь свои нервы.

«Трудно бывает тогда, когда сваливается всё в раз. Забываешь о том, что ты не робот и безостановочно выполняешь работу. Но всё решаемо. А когда ощущаешь результат, то с гордостью осознаёшь, что справился», – рассказывает Юлия Фролова.

Авторы:Алёна Федореева