Их труд остаётся в тени, но именно от него зависит, насколько надёжными окажутся рельсы под колёсами составов. В Ногликском районе такую ответственную работу выполняют два участка – № 30 и № 29, возглавляемые мастерами Александром Гавриковым и Георгием Хребтовым.
ДЕЛО СЕМЬИ
Участок № 30 под руководством Александра Гаврикова трижды удостаивался «паспорта доверия» – знака отличия за безупречную работу. Получить такую награду непросто: из более чем двадцати участков в регионе лишь единицы могут похвастаться подобным достижением. Последнее признание коллектив получил в этом году, накануне своего праздника, а предыдущие – в 2020 и 2023-м.
Для Гавриковых железная дорога – не просто профессия, а семейное призвание. Александр работает вместе с отцом, Александром Анатольевичем (начальник участка), и братом Максимом, который является его заместителем. Вместе они уже почти полвека посвятили этому делу. «До официального статуса династии нам осталось всего два-три года стажа», – отмечает Александр.
Особая гордость семьи – Максим, выпускник Дальневосточного государственного университета путей сообщения с красным дипломом. Кстати, это уже третье высшее образование молодого человека. Также успешно Максим Гавриков отучился по специальностям «переводчик с английского языка» и «государственное и муниципальное управление».
Отвечая на вопросы корреспондента «Знамени труда», Александр Гавриков поведал, что родился в Комсомольске-на-Амуре, но уже в детстве переехал с родителями в Тымовское на Сахалине. Выбор профессии был для него очевиден: в 12 лет, глядя на отца, который на тот момент уже 16 лет работал на железной дороге, он понял, что хочет идти по его стопам. «Меня интересовало всё – от совещаний до физического труда и даже запаха креозота», – вспоминает он.
Свою карьеру Александр начал в 2011 году в Ногликах, куда попал по распределению после учёбы. Его наставником стал Сергей Сухарев – человек, которого Гавриков называет «великим» за профессионализм и умение работать с людьми. «Он научил меня главному: самое ценное – коллектив. Позаботься о нём, и он ответит тебе тем же», – говорит Александр.
Сегодня его участок (Альба – Ноглики) уже пять лет подряд признаётся лучшим на Дальневосточной железной дороге. «Мы сочетаем традиции с современными технологиями, но главное наше богатство – люди», – подчёркивает Гавриков.
ТЯЖЕЛЫЙ МУЖСКОЙ ТРУД И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Когда готовился этот материал, север Сахалина задыхался от духоты, термометры на солнце показывали значения выше 30°C. Непривычные к жаре ногликцы скупали пантенол в аптеках. В эти дни на железной дороге находиться было особенно тяжело – от черного щебня и раскалённых рельсов поднимался жар. Каково физически работать целый день под открытым небом в такую погоду?
Однако для монтёров пути летняя жара – почти пустяки. Иное дело – снегоборьба!
Вы когда-нибудь задумывались, каких усилий стоит разгрести сугробы во время продолжительных сахалинских метелей по всей протяженности ж/д Южно-Сахалинск – Ноглики? Бригады в несколько человек должны снова и снова расчищать десятки километров пути. Так что пока города, посёлки и сёла спят, путейцы трудятся в условиях, близких к экстремальным: снег в лицо, пронизывающий ветер. Но, как говорит Гавриков, это не может их остановить: «РЖД – гарантия бесперебойности. Мы обязаны обеспечить движение поездов, на нас надеются».
Хотя основные задачи монтёров пути за последние десятилетия не изменились – замена шпал, расчистка снега, рубка деревьев – работать по-старому уже невозможно. «Тратить силы на примитивные инструменты – прямой путь к дефициту кадров», – уверен Александр. Поэтому его бригада активно осваивает современную технику: погрузчики, экскаваторы, воздуходувки, снегоходы. Это не только облегчает труд, но и делает команду универсальной – здесь есть сварщики, водители, автомеханики, электрики.
Для Александра Гаврикова железная дорога – не просто профессия, а образ жизни, в котором важны и тяжёлый труд, и крепкий коллектив, и постоянное развитие. И судя по результатам его участка, этот подход полностью оправдывает себя.
«КОМАНДА УНИВЕРСАЛОВ»
На участке № 30, который уже пять лет подряд признаётся одним из лучших на Дальневосточной железной дороге, сложился по-настоящему крепкий коллектив. Мастер участка представляет свою команду с гордостью.
– Начну с самого опытного. У нас это Игорь Алексеев. У него за плечами больше 30 лет на «железке»!
Стаж остальных поменьше, хотя большинство из них трудится на участке более десятка лет. Основу бригады составляют те, кого набирал сам Гавриков за 14 лет работы мастером.
Бригадиров на участке двое: Владимир Свистун и Игорь Алексеев.
– Самый свежий кадр у нас – мой брат Максим, он с нами всего год, – рассказывает Александр Гавриков. – А вот Данил Рогач, он тоже продолжает семейную традицию: его отец Александр Рогач работает бригадиром на соседнем 29-м участке больше двадцати лет.
Ещё одна начинающая династия – Александр Варламов и его сын Сергей. «Александр Андреевич трудится у нас больше десяти лет, а Сергей работает на соседнем участке три месяца», – уточняет Гавриков.
Членом начинающейся железнодорожной династии является и Максим Латышев, он сын Любови Салимовой, дежурной по станции Ноглики.
– У нас как маленькое государство, – с гордостью говорит мастер. – Каждый – универсал со своим «супернавыком».
Александр Варламов – столяр, отвечающий за всю деревообработку. Данил Рогач – автомеханик, который не только классный водитель, но и ремонтирует служебную технику. Илья Костылев – сварщик, экскаваторщик. Артём Симонов – водитель, специалист по ремонту малой механизации, Денис Овчинников – главный снегоходчик участка.
Максим Гавриков – универсал: и лопатой работает, и с документами управляется. А когда Александр Гавриков замещает отца, начальника участка пути № 7 (руководит всеми бригадами путейцев, которые трудятся от станции Ноглики до с. Победино Смирныховского района), младший брат исполняет обязанности мастера участка № 30. На нём все отчёты, планы и прочая административная работа.
КОГДА ЗАСЛУЖИЛ БЕЗЛИМИТНЫЙ ОТДЫХ
Отмечает Александр Гавриков и человеческие качества парней из своей команды. И неспроста, ведь это просто «железные» люди.
Сымбатбек Ражапов – эталон дисциплины и физической силы. «На него можно положиться в любом деле, – говорит мастер. – Физически самый сильный в команде. Где какой шуруп не поддаётся другим – зовут Сымбата. После смены ещё и в качалку идёт. Ресурс его просто дикий.
Геннадий Дыкин – человек, готовый прийти на помощь в любое время. Мастер рассказывает: «Бывает, буран неожиданно накроет – снег валит, техника встала. Ему звонишь в 3:00: «Геннадий, срочно на снегоочистку!». В 90% случаев он тут же выходит. Если машина не может по сугробам пробиться, пешком идёт.
Система мотивации в бригаде проста, но эффективна: за дополнительные работы – например, ремонт техники, столярные или сварочные работы – сотрудники получают отгулы.
– Премию я не могу перераспределить, а отгул – пожалуйста, – объясняет Гавриков. – Работа у нас тяжелая. Человек устаёт и получает возможность отдохнуть, когда это ему нужно. В специальной тетради скрупулёзно фиксируем все «заработанные» дни передышки. Наши люди ценят это.
Однако некоторые почти не пользуются правом на внеочередной отдых. Николай Гусев и Сымбат Ражапов – рекордсмены по минимальному количеству отгулов. «У них в крови распорядок: проснулся – на работу».
Столь же мало отдыхает Владимир Свистун, бригадир, бывший монтёр пути. Руководство отзывается о Владимире с большим уважением, ведь к своим обязанностям он относится с огромной ответственностью, и столь же требователен к остальным.
Но настоящая легенда участка – Игорь Алексеев, проработавший на дороге больше 30 лет. Отец трёх дочерей, которых поднимал в основном в одиночку, он всегда очень много работал. Когда Александр Гавриков только пришёл на ж/д, Игорь Егорович уже целый год вкалывал за мастера и бригадира одновременно. Тогда у него скопилось 108 дней – три года без отдыха. Потом вышел приказ: «Накопления – не допускать!», и передовика отправили в отпуск почти на четыре месяца.
Сейчас дочери Игоря Алексеева уже взрослые, выучились и стали востребованными специалистами в своих областях. А сам он как будто только начал жить для себя – нашёл вторую половинку, с которой много путешествует, ездит на природу. В знак признательности за труд руководство предоставило своему ветерану особую привилегию – напротив фамилии Игоря Егоровича в журнале отгулов стоит символ бесконечности.
ЗАСТАЛИ УЗКОКОЛЕЙКУ
Наша беседа с Георгием Хребтовым, мастером 29-го линейного участка, оказалась недолгой, но не менее интересной.
Георгий Борисович пришёл на железную дорогу в 2007 году, после службы в армии. Начинал простым монтёром, затем заочно окончил институт, и вот уже почти десять лет работает мастером. «Железная дорога даёт возможности для роста, – отмечает он. – Есть техникумы, институты. Кто хочет – учится».
Под руководством Георгия Хребтова участок № 29 становился обладателем «паспорта доверия» четыре раза!
Стабильная зарплата, полный соцпакет, льготный проезд, санатории – вот что удерживает людей на этой тяжёлой работе десятилетиями. На участке № 29 сейчас трудятся два ветерана, пришедшие сюда в начале 90-х. Почётный железнодорожник РФ Владимир Фидрин работает на «железке» 33 года, из них более 20 – бригадиром. Примерно такой же стаж у монтёра пути четвёртого разряда Александра Душутина. Он тоже удостоен звания почётного железнодорожника, правда, регионального уровня – Сахалинской области. Оба ветерана имеют множество благодарственных писем, не раз признавались лучшими работниками.
Бригадиром здесь работает Александр Рогач, железнодорожник с 20-летним стажем. С 2010 года трудится Николай Сивоплясов, с 2014-го – Александр Гарчу и Андрей Цепилов. Дмитрий Старостин пришёл в 2018 году. Три года отработал Константин Озеранский, а Сергей Варламов – самый молодой сотрудник – пока только три месяца в профессии. И опытные работники, и новички выполняют свою работу добросовестно.
– Коллектив у нас сплочённый, работают без нареканий, – говорит Георгий Борисович. – Свои обязанности выполняют на сто процентов.
Как и на соседнем участке, каждый мужчина в 29-м – мастер на все руки.
Георгий Борисович так объясняет местоположение своего участка: «Это от речки Хума, что между Адо-Тымово и Альбой, и до речки Чибри». Для непосвящённых эти названия мало о чём говорят, но для железнодорожников это точные координаты – с 580-го по 617-й километр. Дорога до места работы занимает около часа в одну сторону – теперь это не проблема благодаря новому асфальту. Сейчас до участка путейцы ездят на КамАЗе, а раньше добирались на мотовозах. В те времена, когда ещё действовала легендарная узкоколейка Ноглики – Оха (многие в бригаде Хребтова застали этот период), основным транспортом для путейцев была дрезина.
ШПАЛЫ ВЕСОМ В ЦЕНТНЕР, БУРАНЫ, МЕДВЕДИ…
Работа монтёра пути – это постоянная физическая нагрузка.
– Например, шпалы до сих пор перекладываем вручную, поднимаем вдвоём. Каждая весит больше ста килограммов, – поясняет Георгий Борисович. – Да и в остальном – молотком стучать, щебень кидать, лес пилить. Современная техника, конечно, облегчает труд, но полностью заменить человеческие руки не может.
Мастер 29-го участка подтверждает слова коллеги: зимой работа становится особенно напряжённой. «Когда заносит переезды и стрелки, вызываем людей в выходные, ночью. Поезда не должны стоять».
Иногда путейцы выезжают на помощь южным участкам – в Макаровский, Поронайский, Холмский районы, где случаются обвалы и порой железную дорогу подмывает. «На моей памяти было несколько случаев, когда всем коллективом ездили на такие работы, а потом по два человека отправляли в командировку», – вспоминает мастер.
Работа в тайге порой преподносит неожиданные встречи.
«Медведи выходят часто, но, увидев нас, уходят, – спокойно говорит Георгий Борисович. – У монтёров пути главное правило – не ходить по одному и иметь при себе инструмент: пилы, ломы. Да и генераторы шумят, отпугивая зверей».
Мастера Гавриков и Хребтов отмечают: все ногликские монтёры пути, а также мостовики (о них расскажем в следующий раз) – ребята дружные. Вся их работа строится на взаимовыручке и здоровом соперничестве (куда же без него!). Элемент конкуренции вносит в рутину азарт и помогает удерживать высокую планку по всем показателям.
В свободное время бригада часто собирается вместе – большинство заядлые рыбаки. «Многие дружат семьями, ездят вместе на природу. Так что и на участке, и на рыбалке общаемся», – улыбается Георгий Борисович.
Разговоры, впрочем, всё равно чаще о работе: как сделать лучше, как решить ту или иную проблему. Для этих людей железная дорога – не просто место службы, а часть жизни.
В День железнодорожника хочется поблагодарить этих надёжных, крепких, умелых мужчин, благодаря которым стальные магистрали работают бесперебойно. Пусть их труд всегда будет востребованным, достойно оплачиваемым, а стабильность, которая когда-то привела их в профессию, остаётся незыблемой.