Мы в гостях у Лидии Ивановны Курасовой. Дверь квартиры отворил мужчина средних лет, сын Лидии Ивановны, ее опекун. Лидии Ивановне в 2005 году пошел 82-й год, она тяжело болеет, поэтому большую часть времени проводит в постели, но нас встретила приветливо. Говорила неторопливо, вспоминала свое детство, блокадную юность, послевоенную жизнь. Все как у всех: и радость, и горе так тесно переплелись, что отделить одно от другого не представляется возможным.
Под подушкой у Лидии Ивановны дамская сумочка, в которой бережно хранятся документы и дорогие сердцу фотографии. Вот с одной из них на нас смотрит симпатичная девушка. «Мне здесь шестнадцать», – с улыбкой произносит пожилая женщина.
А через два года началась война. Жили они тогда в Ленинграде. В сентябре 1941 года городу выпало тяжелое испытание – голодом, началась блокада. Большинство жителей, в первую очередь дети, были эвакуированы. Семья Хомичевых (девичья фамилия Лидии Ивановны), как и тысячи других семей, осталась в городе. Ленинград, несмотря на голод, холод, лишения военного лихолетья, жил, помогал фронту.
Хомичевы работали на заготовке торфа. Его использовали вместо топлива. Торф многим спас жизни в те суровые блокадные зимы. Но самое трудное, что удалось испытать ленинградцам, – постоянное чувство голода. Хлеб (эту тяжёлую липкую массу трудно назвать было хлебом) выдавался по карточкам, норма постоянно уменьшалась, да и то не всегда его удавалось получить. Помнит Лидия Ивановна блокадные 125 граммов хлеба, хвойную настойку, которую выдавали по ложке по совету медиков, чтобы как-то поддержать организм. Но все-таки много ленинградцев умерло именно от голода. Так ушел и отец Лидии Ивановны. А сама она получила дистрофию. Даже после увеличения нормы хлеба вылечиться совсем от этой тяжелой болезни не удалось.
Помнит, как однажды от бомбежки были разбиты бадаевские склады, где хранился сахар, так жители собирали землю и ели ее, так как она была перемешана пополам с сахаром. Вообще ели все, казалось бы, даже несъедобное, в том числе и крыс, которые, когда стало совсем голодно, нападали на обессиленных людей. Особенно страшно было по ночам.
Давно окончилась война, но воспоминания снова и снова возвращают в прошлое. Вот глаза у Лидии Ивановны заблестели. Вспомнила своего мужа, фронтовика Василия Ивановича Курасова, который прошел всю войну, служил в составе пушечно-артиллерийского полка помощником командира взвода, был награжден медалью "За отвагу". С ним познакомилась в блокадном Ленинграде, в госпитале. Вместе с мужем приехала на Сахалин, с ним вырастила и воспитала троих детей. На Сахалине работали в нефтяной отрасли. Вообще ее трудовой стаж составляет 62 года.
С трепетом и гордостью показывает Лидия Ивановна удостоверение о награждении ее медалью «За оборону Ленинграда», полученную в 1943 году. Позже появились и другие награды: медаль «Жукова», юбилейные награды. Хранит она и поздравления с Днем Победы от наших президентов Б.Н. Ельцина и В.В. Путина.
Вот уже и жизнь прожита. Не стало одного из двух сыновей, совсем недавно потеряла мужа. Приехал с материка сын, но жизнь с ним не складывается. Есть еще одна дочь, но она живет на материке, ухаживает за мужем-инвалидом.
Послесловие. В 2006 году не стало блокадницы Лидии Ивановны Курасовой. Уходят ветераны, уходят живые свидетели самого главного события двадцатого века.
Из «Сборника воспоминаний», подготовленных краеведческим объединением «Малая родина» СОШ № 1