Сегодня в нашем районе не осталось фронтовиков, участвовавших в Великой Отечественной войне. Но есть память, есть публикации… Редакция «Знамени труда» решила обратиться к архивам районной газеты, а также к издававшемуся в 2010-х в СОШ № 1 «Сборнику воспоминаний», и публиковать выходившие в разное время материалы о наших ветеранах.
Родился Александр Николаевич Калеев в Баку в Азербайджанской ССР в 1926 году. Здесь окончил ремесленное училище, затем – ФЗО. Стал работать на литейном заводе. Время было трудное и голодное. Настал 1944 год. Калееву шел восемнадцатый год, когда он пришел в военкомат и добровольцем пошел на фронт. Сначала был направлен в запасной полк, который дислоцировался в Сталинграде. Немцев там уже не было. Александр окончил трехмесячные курсы пулеметчиков и его отправили на фронт. Прошагал рядовой Калеев от Сталинграда до границ СССР, о войне вспоминает, как будто это было вчера.
Помнит солдатскую обувь – обмотки, холодные землянки, темно-синие американские шинели, сухие пайки, так как полевая кухня часто попадала под обстрел, постоянный страх, неизвестность от того, что с тобой будет завтра, особенно остро это стало ощущаться после первого ранения.
Чтобы остаться в живых и попасть в госпиталь, нередко случались в армии самострелы. Запомнился один случай. Стояли тогда у подножия Карпат. Немолодой украинец, отец пятерых детей, прострелил себе руку. Грозил трибунал. Ему дали выбор: или через месяц выздоровеешь и останешься жить, или – расстрел. Пришлось весь месяц смотреть за солдатом. Прошел отведенный срок. Рука не зажила. Солдата расстреляли перед строем.
Люди в Украине разные были. Вот гуцулы, например – очень добродушные, отзывчивые, как могли, помогали нашим воинам, а западные немцы, бандеровцы, все норовили навредить.
Освобождал Украину, Карпаты, Польшу, Венгрию, Австрию, Чехословакию, Германию. Вспоминает такой случай. Было это в Польше. Остановились на отдых в одной из школ. Кругом все грохотало. Только подумал о том, что сейчас и им попадет, как снаряд залетел в окно, пробил пол и разорвался в подвале. Кругом раненые, убитые. В тот день Калеев впервые получил осколочное ранение. Бывали и такие случаи, когда местные националисты и бандиты пускали под откос эшелоны с демобилизованными солдатами.
Несмотря на войну, за границей молодого бойца поразили чистота, богатые хутора, ухоженная земля. Он как бы открыл для себя новый мир. Победный май встретил в госпитале в Польше, где находился на излечении после очередного ранения. Внезапно услышали беспорядочную пальбу. Раненые повскакивали с кроватей. Все спрашивали: «Что случилось?». В ответ услышали: «Война окончилась! Победа!».
Александр Николаевич четырежды был ранен, получил два осколочных и два пулевых ранения. Родина наградила его боевой медалью «За победу над Германией». В канун 60-летия Великой Победы над фашистской Германией он был награжден медалью «За отвагу».
Демобилизовался в 1947 году и вернулся в Баку на завод в родной литейный цех. Здесь тоже пришлось воевать, теперь уже с несправедливостью, защищал рабочих от произвола начальников. По его письму на завод приехала комиссия из Москвы. Виновных наказали. А Александр Николаевич забрал жену и уехал к родственникам в Татарию. Там родня собиралась на Сахалин.
В 1950 году переселенцы прибыли в город Корсаков. Вместе с «покупателями» с севера Калеевы приехали в Ныш. Стали работать в совхозе, который только начал организовываться. Семье выделили двухкомнатную квартиру в бараке. Много повидал на своем веку директоров, об одном из них, Шаманаеве, вспоминает с теплотой в голосе. В совхозе Александр Николаевич работал столяром-плотником. Здесь своими руками построил собственный дом. Отсюда ушел на пенсию. Фронтовик бережно хранит немногие военные фотографии, боевые и трудовые награды, среди которых знаки «Победитель социалистического соревнования», медаль «Ветеран труда». К Нышу прикипел всей душой. Вспоминая свою жизнь, говорит: «Да, было время. Хорошее…». В Ногликах ему, как ветерану войны, дали благоустроенную квартиру, но он так и остался в Ныше, а квартиру отдал дочери.
Мы беседовали с Александром Николаевичем весной 2005-го, а через год его не стало. Ушел еще один свидетель наших побед и поражений. Человек, который до конца дней сохранял ясный ум, душевный покой и теплоту.