Всем известно выражение «Реклама – двигатель торговли». А если этот «двигатель» изобилует ошибками? Как, например, такое объявление: «Продам холоделыник микроволновка газ плита гипсо картон мебель разные стералный Мошина Аристон рабочый пошти новых утюк матор для теплицы для вода ногреватель и балышая теплыца фото и цены в личку имя Коля» (сохранены авторские орфография и пунктуация).
Что это: элементарная безграмотность, проявление небрежности к нормам языка, неуважение к людям, привлечение внимание или что-то другое?
В последнее время в нашем обществе растёт общая безграмотность. Главную роль в развитии культуры речи играют средства массовой информации, поэтому к ним предъявляются повышенные требования, особенно к печатным изданиям, основное из которых – речь должна быть нормированной. Но всё чаще в рекламных текстах допускаются орфографические, пунктуационные, речевые и стилистические ошибки. Они затрудняют понимание текста.
На мой взгляд, большое количество прослушиваемой и просматриваемой рекламы может негативно повлиять на формирование грамотной речи.
Существует реклама, которая построена на принципе ошибки. Я считаю подобное выражением неуважения к потребителю. Рекламодатель уверен, что придумал оригинальный ход с целью привлечения внимания. Но, плохо владея нормами русского языка, рекламодатели часто попадают впросак, неточно, грамматически неправильно оформляя текст.
Я против такого небрежного, невнимательного отношения рекламодателей к языку и призываю их задуматься о последствиях влияния безграмотной рекламы не только на обучающихся, ещё только овладевающих нормами русского литературного языка, но и на эстетические чувства владеющих им в совершенстве.
Я провела учебное исследование, целью которого было выявить орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки в текстах рекламных объявлений, находящихся на территории п. Ноглики, и наметить пути их искоренения.
Я проанализировала ошибки в 41 объявлении в социальных сетях. К сожалению, поразило многообразие и количество ошибок на всех языковых уровнях. Отмечаю грамматическую и эстетическую небрежность при составлении объявлений. Люди, пишущие объявления в мессенджерах, не знают, что объявления относятся к текстам официально-делового стиля и должны быть созданы с учётом определённых требований.
Я посчитала количество ошибок и заметила, что в одном объявлении пишущий допускает несколько ошибок разного вида. Самые распространённые ошибки пунктуационные, их 34. На втором месте – грамматические ошибки, их 16 (согласованность падежных форм, а также подлежащего и сказуемого, употребление предлогов). На третьем месте речевые, их 15. Орфографических ошибок – 12 (самые распространённые – в использовании строчных и прописных букв). Стилистических ошибок выявлено немного, возможно, из-за лаконичности (сведение информации до минимума).
Проанализировав рекламные объявления, я выявила частотные орфографические ошибки: ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова, в использовании строчных и прописных букв. Орфографическая ошибка указывает на
Проанализировав рекламные объявления, я выявила частотные пунктуационные ошибки: знаки препинания при обобщающих словах, однородных членах, вводных словах, причастных и деепричастных оборотах, также ошибки в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях, в неполных предложениях, в употреблении кавычек в названиях предприятий, магазинов, фирм. Появление пунктуационных ошибок в рекламных объявлениях я объясняю низкой грамотностью рекламодателей. Объективными являются следующие причины:
Речевые (стилистические) ошибки довольно частотны как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их. Возможно, речевые (стилистические) ошибки допускаются рекламодателями осознанно. В погоне за «понятностью», «близостью к народу» используются разговорные слова, речевые обороты, употребление слов в несвойственных им значениях. Предполагаю, это обусловлено
Стоит отметить, что рекламные объявления, написанные в частном порядке в большей степени безграмотные, а объявления, представленные официальными лицами или размещённые на официальных площадках, чаще всего соответствуют норме.
Обращаем внимание на примеры объявлений, которые имеют ошибки.
1 | Орфографическая ошибка: после запятой слово написано с заглавной буквы. Грамматические ошибки: слова в словосочетании не согласованы в падеже (где? в предложном падеже; связь управление), некорректная последовательность словосочетаний. | Продам лобовое стекло. Оптовая цена, огромный ассортимент, установка в автокомпании «СтеклоПарк». | ||
2
| Грамматические ошибки: употребление глагола с падежной формой существительного (нарушение связи управление). Пунктуационные ошибки: запятая, разделяющая однородные члены предложения. Речевые ошибки: употребление глагола без учета его лексического значения (просветили – обследовали; пошла – приучаем); неверное употребление наречия с глаголом (срочно ищем дом – срочно нужен дом). | Найден котенок в районе УЖД, возраст примерно 1,5 мес. Обследовали в клинике: чистая. Приучаем к лотку. Срочно нужен дом для кошки. |
| |
3 | Пунктуационная ошибка: употребление кавычек в приложении, обозначающем название магазина; употребление запятой при обращении; употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении, употребление запятой в предложении с уточняющими обстоятельствами места. Стилистическая ошибка: употребление слов несоответствующей стилистической окраски для текста официально-делового стиля. | Дорогие наши покупатели! Мы готовы предложить вам свежие цветы! Ждем всех по адресу: улица Советская-6, первый бутик от гостиницы «Ноглики», цветочный магазин «YASIN». |
|
Актуальность моей работы заключается в необходимости сохранения чистоты русского литературного языка. В посёлке Ноглики Сахалинской области еще не предпринималась попытка анализа рекламных объявлений. Я решила исправить эту «ошибку» и проанализировать отношение подростков к объявлениям, в которых допущены ошибки. Для этого мною был проведен опрос среди учащихся 6, 8, 10 и 11 классов гимназии. Всего 81 человек.
На первый вопрос: вы стараетесь грамотно составлять свои объявления? были получены следующие результаты.
6 класс | 17 человек | · 94% ответили, что стараются грамотно составлять свои объявления · 6% опрошенных ответили, что не задумывались над этим вопросом | Положительный результат |
8 класс
| 22 человека | · 91% ответили, что стараются грамотно составлять свои объявления · 9% опрошенных ответили, что не придают этому особое значение | Положительный результат |
10 класс | 19 человек | · 82% ответили, что стараются грамотно составлять свои объявления · 18% опрошенных ответили, что не задумывались над этим вопросом | Положительный результат |
11 класс | 23 человека | · 91,3 % ответили, что стараются грамотно составлять свои объявления · 2,7 % опрошенных ответили, что не задумывались над этим вопросом · 6 % учащихся не придают этому особое значение | Положительный результат |
На второй вопрос: как вы относитесь к объявлениям с ошибками? были получены следующие результаты:
6 класс | 17 человек | · 47% опрошенных ответили, что относятся нейтрально · 47% опрошенных ответили, что относятся отрицательно · 6% опрошенных ответили, что относятся отрицательно | Удовлетворительный результат |
8 класс
| 22 человека | · 54% опрошенных ответили, что относятся нейтрально · 41% опрошенных ответили, что относятся отрицательно · 5% опрошенных ответили, что относятся положительно | Удовлетворительный результат |
10 класс | 19 человек | · 53% опрошенных ответили, что относятся нейтрально · 42% опрошенных ответили, что относятся отрицательно · 5% опрошенных ответили, что относятся отрицательно | Положительный результат |
11 класс | 23 человека | · 42% опрошенных ответили, что относятся нейтрально · 54% опрошенных ответили, что относятся отрицательно · 4% опрошенных ответили, что относятся отрицательно | Положительный результат |
Я пришла к выводу, что в целом у учащихся гимназии сформирована правильная позиция к ошибкам в рекламных объявлениях, но стоит заметить, что часть подростков (до 40%) лояльно относятся к ошибкам в рекламе. Считаю, что необходимо формировать устойчивое нетерпимое отношение к нарушению языковой нормы, чтобы сохранить русскую речь.
Проанализировав собранный материал, я выяснила, что ошибки в наружной рекламе, в СМИ, связанные с нарушением орфографических, пунктуационных и стилистических норм, - результат безграмотности «авторов».
Реклама проникла во все сферы нашей жизни, и поэтому хочется, чтобы люди видели вокруг себя грамотную, компетентную рекламу. Вспоминаются слова И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
Если каждый человек будет задумываться над тем, что и как он говорит и пишет, русский язык еще долгие годы будет «великим» и «могучим».
Предлагаю рекламодателям быть ответственными в оформлении рекламы своей продукции. Хочется верить, что скоро придет время, когда языковой материал рекламы станет образцом рекламы русского литературного языка.
Дарина КАРПОВА,
ученица 7 класса МБОУ Гимназия п. Ноглики