Не проходите мимо!

21 ноября , 12:58Общество

Всем известно выражение «Реклама – двигатель торговли». А если этот «двигатель» изобилует ошибками? Как, например, такое объявление: «Продам холоделыник микроволновка газ плита гипсо картон мебель разные стералный Мошина Аристон рабочый пошти новых утюк матор для теплицы для вода ногреватель и балышая теплыца фото и цены в личку имя Коля» (сохранены авторские орфография и пунктуация).

Что это: элементарная безграмотность, проявление небрежности к нормам языка, неуважение к людям, привлечение внимание или что-то другое?

В последнее время в нашем обществе растёт общая безграмотность. Главную роль в развитии культуры речи играют средства массовой информации, поэтому к ним предъявляются повышенные требования, особенно к печатным изданиям, основное из которых – речь должна быть нормированной.  Но всё чаще в рекламных текстах допускаются орфографические, пунктуационные, речевые и стилистические ошибки.  Они затрудняют понимание текста.

На мой взгляд, большое количество прослушиваемой и просматриваемой рекламы может негативно повлиять на формирование грамотной речи.

Существует реклама, которая построена на принципе ошибки. Я считаю подобное выражением неуважения к потребителю. Рекламодатель уверен, что придумал оригинальный ход с целью привлечения внимания. Но, плохо владея нормами русского языка, рекламодатели часто попадают впросак, неточно, грамматически неправильно оформляя текст.

Я против такого небрежного, невнимательного отношения рекламодателей к языку и призываю их задуматься о последствиях влияния безграмотной рекламы не только на обучающихся, ещё только овладевающих нормами русского литературного языка, но и на эстетические чувства владеющих им в совершенстве.

Я провела учебное исследование, целью которого было выявить орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки в текстах рекламных объявлений, находящихся на территории п. Ноглики, и наметить пути их искоренения.

Я проанализировала ошибки в 41 объявлении в социальных сетях. К сожалению, поразило многообразие и количество ошибок на всех языковых уровнях. Отмечаю грамматическую и эстетическую небрежность при составлении объявлений. Люди, пишущие объявления в мессенджерах, не знают, что объявления относятся к текстам официально-делового стиля и должны быть созданы с учётом определённых требований. 

Я посчитала количество ошибок и заметила, что в одном объявлении пишущий допускает несколько ошибок разного вида. Самые распространённые ошибки пунктуационные, их 34. На втором месте – грамматические ошибки, их 16 (согласованность падежных форм, а также подлежащего и сказуемого, употребление предлогов). На третьем месте речевые, их 15. Орфографических ошибок – 12 (самые распространённые – в использовании строчных и прописных букв). Стилистических ошибок выявлено немного, возможно, из-за лаконичности (сведение информации до минимума).

Проанализировав рекламные объявления, я выявила частотные орфографические ошибки: ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова, в использовании строчных и прописных букв. Орфографическая ошибка указывает на

  • незнание орфографических правил;
  • отсутствие практических навыков.

       Проанализировав рекламные объявления, я выявила частотные пунктуационные ошибки: знаки препинания при обобщающих словах, однородных членах, вводных словах, причастных и деепричастных оборотах, также ошибки в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях, в неполных предложениях, в употреблении кавычек в названиях предприятий, магазинов, фирм. Появление пунктуационных ошибок в рекламных объявлениях я объясняю низкой грамотностью рекламодателей. Объективными являются следующие причины: 

  • незнание пунктуационных норм;
  • связь с достаточно сложной грамматикой;
  • возможность семантически по-разному членить коммуникативную единицу.

Речевые (стилистические) ошибки довольно частотны как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их. Возможно, речевые (стилистические) ошибки допускаются рекламодателями осознанно. В погоне за «понятностью», «близостью к народу» используются разговорные слова, речевые обороты, употребление слов в несвойственных им значениях. Предполагаю, это обусловлено

  • незнанием лексического значения слов;
  • недостаточным владением синонимикой языка (тавтология);
  • неразличением значений слов;
  • незнанием норм лексических сочетаний, ограниченность словарного запаса.

      Стоит отметить, что рекламные объявления, написанные в частном порядке в большей степени безграмотные, а объявления, представленные официальными лицами или размещённые на официальных площадках, чаще всего соответствуют норме.

      Обращаем внимание на примеры объявлений, которые имеют ошибки.

1

Орфографическая ошибка: после запятой слово написано с заглавной буквы.

Грамматические ошибки: слова в словосочетании не согласованы в падеже (где? в предложном падеже; связь управление), некорректная последовательность словосочетаний.

Продам лобовое стекло. Оптовая цена, огромный ассортимент, установка в автокомпании «СтеклоПарк».

2

 

Грамматические ошибки: употребление глагола с падежной формой существительного (нарушение связи управление).

Пунктуационные ошибки: запятая, разделяющая однородные члены предложения.

Речевые ошибки: употребление глагола без учета его лексического значения (просветили – обследовали; пошла – приучаем); неверное употребление наречия с глаголом (срочно ищем дом – срочно нужен дом).

Найден котенок в районе УЖД, возраст примерно 1,5 мес. Обследовали в клинике: чистая. Приучаем к лотку. Срочно нужен дом для кошки.

 

3

Пунктуационная ошибка: употребление кавычек в приложении, обозначающем название магазина; употребление запятой при обращении; употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении, употребление запятой в предложении с уточняющими обстоятельствами места.

Стилистическая ошибка: употребление слов несоответствующей стилистической окраски для текста официально-делового стиля.

Дорогие наши покупатели! Мы готовы предложить вам свежие цветы! Ждем всех по адресу: улица Советская-6, первый бутик от гостиницы «Ноглики», цветочный магазин «YASIN».

 

  

  Актуальность моей работы заключается в необходимости сохранения чистоты русского литературного языка. В посёлке Ноглики Сахалинской области еще не предпринималась попытка анализа рекламных объявлений. Я решила исправить эту «ошибку» и проанализировать отношение подростков к объявлениям, в которых допущены ошибки. Для этого мною был проведен опрос среди учащихся 6, 8, 10 и 11 классов гимназии. Всего 81 человек.

На первый вопрос: вы стараетесь грамотно составлять свои объявления? были получены следующие результаты.

6 класс

17 человек

· 94% ответили, что стараются грамотно составлять свои объявления

· 6% опрошенных ответили, что не задумывались над этим вопросом

Положительный результат

8 класс

 

22 человека

·  91% ответили, что стараются грамотно составлять свои объявления

· 9% опрошенных ответили, что не придают этому особое значение

Положительный результат

10 класс

19  человек

·  82% ответили, что стараются грамотно составлять свои объявления

· 18% опрошенных ответили, что не задумывались над этим вопросом

Положительный результат

11 класс

23 человека

· 91,3 % ответили, что стараются грамотно составлять свои объявления

· 2,7 % опрошенных ответили, что не задумывались над этим вопросом

·  6 % учащихся не придают этому особое значение

Положительный результат

На второй вопрос: как вы относитесь к объявлениям с ошибками? были получены следующие результаты:

6 класс

17 человек

· 47% опрошенных ответили, что относятся нейтрально

·  47% опрошенных ответили, что относятся отрицательно

· 6% опрошенных ответили, что относятся отрицательно

Удовлетворительный результат

8 класс

 

22 человека

·  54% опрошенных ответили, что относятся нейтрально

· 41% опрошенных ответили, что относятся отрицательно

· 5% опрошенных ответили, что относятся положительно

Удовлетворительный результат

10 класс

19  человек

·  53% опрошенных ответили, что относятся нейтрально

·  42% опрошенных ответили, что относятся отрицательно

·  5% опрошенных ответили, что относятся отрицательно

Положительный результат

11 класс

23 человека

· 42% опрошенных ответили, что относятся нейтрально

· 54% опрошенных ответили, что относятся отрицательно

· 4% опрошенных ответили, что относятся отрицательно

Положительный результат

     Я пришла к выводу, что в целом у учащихся гимназии сформирована правильная позиция к ошибкам в рекламных объявлениях, но стоит заметить, что часть подростков (до 40%) лояльно относятся к ошибкам в рекламе. Считаю, что необходимо формировать устойчивое нетерпимое отношение к нарушению языковой нормы, чтобы сохранить русскую речь.

      Проанализировав собранный материал, я выяснила, что ошибки в наружной рекламе, в СМИ, связанные с нарушением орфографических, пунктуационных и стилистических норм, - результат безграмотности «авторов».

      Реклама проникла во все сферы нашей жизни, и поэтому хочется, чтобы люди видели вокруг себя грамотную, компетентную рекламу. Вспоминаются слова И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

      Если каждый человек будет задумываться над тем, что и как он говорит и пишет, русский язык еще долгие годы будет «великим» и «могучим».

      Предлагаю рекламодателям быть ответственными в оформлении рекламы своей продукции. Хочется верить, что скоро придет время, когда языковой материал рекламы станет образцом рекламы русского литературного языка.

Дарина КАРПОВА,

ученица 7 класса МБОУ Гимназия п. Ноглики