Магр шанг (настоящая женщина) резала так, чтобы из одной тушки кеты получалось четыре-шесть пластов, не считая хребта для собак. От того, насколько ловко она управляла ножом, зависело, будет ли род обеспечен вкусной едой на всю зиму, не придется ли детям и старикам мучиться, разгрызая слишком жёсткую или прелую сухую рыбу.
Моё поколение нивхов росло в школах-интернатах. Во время летних каникул мы наблюдали за тем, как готовили наши бабушки и мамы. Смотрели, как идёт заготовка юколы на зиму. Но и дома традиционные блюда из рыбы, морского зверя и дикоросов постепенно вытеснялись борщами и котлетами.
Большую часть своей жизни я считала, что нивхская национальная кухня доживает последние дни, что с уходом поколения наших родителей мы совсем забудем её вкус. Но в 1990-е годы, при всех недостатках этого периода, в сознании национальных меньшинств началось возрождение интереса к культуре и традициям своих народов.
И вот на дворе XXI век, а нивхская традиционная кухня живее всех живых! Уже наши дети и даже внуки владеют её секретами. На праздниках и в будни на столах наших людей всё чаще стали появляться мос, вылк алр, як ма и прочие исконно нивхские угощения.
У Юлии Гилёвой юкола – эталонная. Аккуратная, без порезов и тонкая-тонкая, почти прозрачная. Если глянешь на неё на просвет, особенно ближе к закату, то кажется: вешала горят огнём. И какая она вкусная!.. Такую и самим есть приятно, и почётным гостям подать не стыдно.
Я прекрасно помню бабушку Юлии, Валентину Ивановну Тан (нивхское имя – Винтик). В 80-90-е она жила по соседству с нами в Ныйво.
Мой сын Женя обожал, когда баба Валя приходила к нам в гости. Начитанная, она знала множество детских песенок и стишков, пословиц и поговорок. Вообще эта семья слыла среди местных очень культурной. Старшая сестра Валентины Ивановны в середине прошлого столетия работала в школе, была первой нивхской учительницей русского языка и литературы.
А ещё эти женщины были хорошими хозяйками. Думаю, сейчас они очень гордились бы Юлей, ведь она истинная магр шанг. Немногословная и работящая, держащаяся со спокойным достоинством – настоящая нивхская женщина.
Юлия вместе со своей семьей каждые полгода проводит на родине наших предков – в Ныйво. Десять лет назад её муж Евгений построил на косе рыбацкий домик, и теперь они живут там, заготавливая рыбу и дикоросы, пока шторма не заставляют вернуться на зимовку в Ноглики. Юлия и Евгений рыбачат, сушат юколу, собирают дикоросы. Им помогают дети – Марина, Данил, Мирослава и Коля.
Недавно Юлия заходила к нам в гости, и мы обменялись подарками – я вручила молодой женщине свою книгу о растениях, а та порадовала нас целым ведром сиксы и пакетом своей знаменитой юколы. Для меня такие подарки значат очень много. В наши дни в магазине можно купить какие угодно деликатесы. Появилась в Ногликах и доставка готовой еды, чем активно пользуется мой внук. И всё же для любого человека, особенно пожилого, нет ничего вкуснее его национальной кухни.
Ирина ОНЕНКО,
из телеграм- канала «Ых-миф» (Сахалин) – моя родина»