«О чём мечтаете, ногликцы?» – путник с коляской добрался до севера

14 сентября , 15:23Общество

Представьте картину: по федеральной трассе в сотне километров от ближайшего населённого пункта идёт загорелый мужчина с бородой. Сырость, ветер, холод или солнцепёк – без разницы, непогода его почти не останавливает. Он бодро движется, толкая впереди себя… детскую коляску. Сюрреализм, артхаус?

С КОЛЯСКОЙ ПО САХАЛИНУ

Светослав говорит, его принимали за родителя, отправившегося в пешее путешествие с маленьким ребёнком. Но это было лишь в начале пути. Теперь автомобилисты почти не удивляются – попривыкли за два месяца к одинокой фигуре, движущейся по обочине магистрали.

И вот путник добрался до Ноглик. Оставив вещи (да, в детской коляске вовсе не малыш, а рюкзак с походным скарбом) около горбатого моста, налегке вошёл в посёлок. Первым делом сходил в общественную баню и, весьма довольный нашей парной, начал наводить знакомства с местными. Он поговорил с педагогом-краеведом Людмилой Ерёменко, навестил Владимира Михайловича Санги и Ирину Ивановну Оненко. Между делом пообщался и с корреспондентом «Знамени труда». Эту беседу предлагаем вашему вниманию, дорогие читатели.

– Светослав, когда началось ваше путешествие и когда закончится?

– 15 июня я вышел из Южно-Сахалинска. Планирую добраться до Охи к началу сентября. Мечтал об этом года четыре. 

– Почему именно пешком и с детской коляской?

– Я путешествую разными форматами уже десять лет. Преимущественно двигаюсь автостопом или хожу в многодневные походы в горы. Таким образом, например, восемь месяцев странствовал по Непалу, Индии, Индонезии. Но в течении жизни ищешь что-то новое. Походы с коляской удобнее. Не надо тащить на себе рюкзак. 

Конечно, есть свои нюансы – ты менее мобилен, привязан к дороге. Я этот вопрос решил. Если нужно сойти с трассы, даже на несколько дней, оставляю вещи так, чтобы не привлекали внимание, и отхожу с небольшим рюкзаком. Например, у вас оставил их на горбатом мосту. Палатку раскладываешь, ставишь там тапочки, якобы кто-то есть. Это работает уже много лет.

– Как вас воспринимает народ? 

– Процентов пять реагируют как на чудака. Остальные относятся нормально. Обычно говорят, что молодец.

«МЕДВЕДИ – МОИ ДРУЗЬЯ»

– Сколько километров в день вы проходите?

– В среднем 20 километров. Но всегда по-разному. Бывает 28, бывает 17.

– Ого, по 20 км. Вы себе намечаете маршрут на день и стараетесь его пройти, да?

– На самом деле, 20 километров для обычного здорового путешественника – не так много. Но я намеренно поставил себе в план такой отрезок пути, чтобы было ещё достаточно времени для встреч, для обследования локальных мест. 

Сейчас у меня есть нитка маршрута – минимум 800 километров. Но с неё я ухожу в радиальные походы на несколько дней то на запад, то на восток. Например, во Взморье на четыре дня зарядил сильный дождь. Я смотрел прогноз погоды и проверил, где в ближайшем месте в это время хорошая погода. Оказалось, что в Углегорске, что вообще не по пути. Тогда я оставил вещи у трассы и автостопом уехал в Углегорск на четыре дня. Вернулся, когда там распогодилось. Взял коляску и двинулся по своей траектории. 

– Светослав, какие были опасности во время этого путешествия? 

– Их почти не было. Порой случаются неудобства. Жара, дожди. Бывает, палатка протекает снизу. Тогда посреди ночи собираешь воду со дна полотенцем и по-морскому выжимаешь её «за борт».

Иногда река, у которой поставил палатку, ночью выходит из берегов. Тогда главная задача – спасти вещи. 

– А как же медведи? Их сейчас так много! Местные опасаются даже за грибами и ягодой в лес ходить. 

– С медведями я дружу. Если серьезно, то вижу в основном только их свежие следы, как, например, сегодня вечером, когда ночевал рядом с Ногликами. Но каких-то острых моментов с ними не было.

Лет десять назад я выделил для себя три определяющих фактора – это опыт, вера в Бога и в чудеса. В совокупности они мне помогают. Свои страхи я давно прокачал и не боюсь смерти. Верю в перерождение, в другие версии бытия, и теперь мне живётся спокойно. Когда настанет время уходить – значит, так тому и быть.

«ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО НЕМНОГОЕ…»

– Светослав, кто вы в своей обычной жизни? От чего-то же вы ушли, чтобы прийти к той степени свободы, которой обладаете сегодня. Откуда вы, чем занимались, занимаетесь?

– Я сахалинец, родился в 1985 году в селе Синегорск. Есть высшее образование, по специальности я инженер-энергетик. Прежде у меня была стандартная пятидневная рабочая неделя. Стабильная работа. Я трудился начальником электроизмерительной лаборатории при МВД, инженером в электротехническом отделе. Ездил по военным частям заверять приборы, снимать показания. Мне это нравилось – командировки, интересные поездки, свободный график. Но в 2015 году мне предложили поучаствовать в 70-дневной велосипедной экспедиции с клубом «Адреналин», который возглавляет Нина Кассова. 

Я не смог договориться с руководством об отпуске, но понимал, что такие экспедиции бывают раз в жизни. Поэтому просто уволился. 

Хотя потом можно было вернуться на прежнее место, я не стал этого делать. Слишком поменялась у меня картина мира. Так что ушел от постоянной работы, сократил финансовые потребности. Составил себе список из десяти профессий, которые хочу в течение жизни попробовать. Несколько месяцев в году работаю по этому списку, а в остальное время путешествую.

– И хватает заработанного? А как же разнообразное и полноценное питание, не говоря уже о прочих благах цивилизации?

– В детстве и юности я очень много болел, часто лежал в больнице, даже был признан негодным для службы в армии. В 2013-м ушел от всех видов медицинских препаратов. С 2015 года стал вегетарианцем – без срывов. Практикую многодневные голодания, длительные медитации. Здоровье сильно улучшилось. Появилась выносливость, стал бегать марафоны. 

Мы сильно подвержены давлению социума, рекламы, которые заставляют нас всё больше и больше потреблять. На самом же деле человеку для нормальной жизни нужно не так много. К примеру, я ем один раз в день, мне хватает. 

– Что по поводу семьи?

– Сейчас мне 39 лет. Решил для себя до 45 лет семью не заводить. Буду мудрым дедушкой для своих детей, это меня не пугает.

10 РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ

– Да, в этом деле, пожалуй, лучше не торопиться. Светослав, вы говорили про список из десяти профессий. Какие там пункты?

– Слушайте, вот мой отец когда-то работал шахтёром. После того, как шахты закрыли, он стал дворником. Я смотрел на него и видел перед собой абсолютно счастливого человека. Позапрошлую зиму я решил тоже попробовать дворником в Синегорске. Действительно, это благодарная, спокойная работа. Целый день находишься на свежем воздухе, и каждые десять минут кто-то говорит тебе «спасибо» за то, что наводишь чистоту и порядок. И за два месяца я скопил на билет в Монголию.

Потом мне хотелось сниматься в фильмах. Как-то в 2017 году я шел по Индии, и повстречавшийся мне местный житель предложил сняться в массовке. Сказал, что требуются люди с европейской внешностью. После этого мне удалось принять участие в съемках семи фильмов в разных штатах Индии.

– Ох, как интересно!

– Да, самая классная работа приходила ко мне спонтанно. Однажды путешествовал по Мексике, и водитель поделился, что ему нужны сотрудники для транспортировки мёда. А ведь я очень люблю мёд. Готов был и бесплатно этим заниматься, но нет, мне платили. Было тоже очень интересно, с удовольствием вспоминаю этот отрезок своей жизни. Также был техником в огромном православном монастыре на острове в Белом море, техником на нефтегазовых объектах…

Хотел бы поработать в ракетостроении или в космической индустрии. А ещё – в хосписе, вести беседы с неизлечимо больными людьми, помогать принять неизбежное.

«ИЩУ ДОЛГОЖИТЕЛЕЙ»

– Светослав, какие ещё цели у вашего путешествия?    

– По пути захожу в населенные пункты, ищу долгожителей. Интересно общаться с людьми, которые много видели на своём веку. Есть у нас люди, которым уже за 90 лет, а они бодрые, открытые для общения. Как-то в Поронайске познакомился с 94-летней женщиной. Она стояла во дворе своего дома, а я проходил мимо и решил спросить, сколько ей лет. А однажды меня познакомили с бывшей учительницей, которой 97 лет. Самому старшему человеку, которого я встречал, было 103 года. Но это произошло далеко, в Коста-Рико.

В Ногликах я встретился с Владимиром Санги. Давно хотел зайти к нему, пожать руку. 

Еще желал бы побольше узнать о нивхах и уйльта. А то неправильно это – жить на острове и не быть знакомым с коренными народами.

– Да, это очень важное дело для всех, кто посещает север Сахалина. Скажите, чем вам еще запомнились Ноглики? 

– Баня отличная. Мне сказали, что в Ногликах – последняя баня на острове с паровым котлом. Мне хвалили персонал, который делал в ней ремонт. И в целом у вас добрые, приветливые люди. Владельцы и работники магазина «Семейный», например, где мне позволили зарядить пауэрбанк.

Пока мы общались со Светославом в парке «Застава», вокруг него собралась компания подростков. Ведь сарафанное радио работает быстро, о путешественнике с коляской слышали многие сахалинцы. 

Ребята спрашивали путника, не боится ли он медведей, слушает ли музыку в дороге. А тот в ответ интересовался, о чём мечтают парни. И если в начале беседы те говорили о чем-то сугубо материальном, например, о покупке автомобиля, то уже к середине разговора их мысли меняли направление. 

Тем и ценны встречи с такими людьми, как наш пилигрим с коляской. Они помогают нам приостановиться, подумать, осмотреться и задать себе вопрос: в том ли направлении я иду? О том ли мечтаю?

Фото редакции и из архива путешественника

Авторы:Зоя Слежакова