Об итогах развития района

8 апреля 2023, 23:38Общество

Как уже сообщала «Знамя труда», состоялось заседание расширенной коллегии при мэре муниципального образования «Городской округ Ногликский». С докладом об итогах социально-экономического развития района за 2022 год выступила начальник отдела экономики Галина КОНОНЕНКО.

Предлагаем вниманию читателей «Знамени труда» основные тезисы выступления.

Итоги социально-экономического развития муниципального образования «Городской округ Ногликский» за 2022 год основываются на данных Управления Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области, структурных подразделений администрации, организаций и учреждений района.

Социально-экономическое развитие муниципального образования осуществляется в соответствии с национальными целями и задачами, приоритетными направлениями, определенными в посланиях президента Российской Федерации, документах стратегического планирования Сахалинской области, муниципального образования и в рамках реализации муниципальных программ.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ  

На 1 января 2023 года численность постоянного населения городского округа составила, по оценке, 11 283 жителя и уменьшилась за 2022-й на 705 человек (или на 6% к численности на начало года).

Сокращение числа жителей происходит как за счет естественной убыли населения, так и по причине миграционного оттока населения.

Процессы естественного воспроизводства характеризуются отрицательным сальдо. В течение 2022 года родилось 102 человека, умерло – 139. Естественная убыль населения составила 37 человек.

Миграционные процессы также имеют отрицательный показатель. Рост числа приезжих наблюдался до 2020 года включительно. Последние два года характеризуются снижением числа прибывших граждан при росте выбывающего населения. За 2022 год прибыло 529, численность убывших – 1 197 человек. Разница – минус 668 жителей муниципального образования.

Снижение численности населения наблюдается как в городской, так и в сельской местностях.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

 Численность экономически активного населения муниципального образования составляет 7,3 тыс. человек или 64% от общего числа жителей городского округа. В экономике муниципалитета заняты 11,7 тысячи. Превышение числа работающих над показателем экономически активного населения обусловлено работниками, прибывшими из других регионов страны на работы вахтовым методом.

На конец отчетного периода в Ногликском центре занятости населения на учете в качестве безработных состояло 37 человек (на начало года – 54 чел.). Уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного периода составил 0,5% от экономически активного населения. Данный показатель соответствует среднеобластному уровню безработицы.

В 2022 году спрос работодателей на рабочую силу несколько снизился по сравнению с 2021-м. Количество заявленных вакансий на конец года составило 126 единиц (годом ранее этот показатель составлял 403). На конец отчетного периода в муниципальном образовании на каждого незанятого трудовой деятельностью приходилось 3,4 вакансии.  Однако, как показывает практика, перечень необходимых предприятиям профессий значительно отличается от профессионального состава большинства безработных, состоящих на учете.

Число граждан, обратившихся в течение года за содействием в поиске подходящей работы, составило 565 человек. По сравнению с аналогичным периодом 2021 года это на 36 человек меньше (2021-й – 601). 

Число трудоустроенных граждан в 2022 году составило 508 человек, что составляет 90% от обратившихся. Заявленные вакансии на неквалифицированные работы заполняются быстро. Это обуславливается низким профессиональным уровнем большинства безработных, состоящих на учете.  

Для рынка труда характерна тенденция сохраняющегося разрыва между регистрируемой и общей безработицей. Для недопущения социальной напряженности на рынке труда в 2022 году были реализованы мероприятия по организации оплачиваемых общественных работ. В результате согласно заключенным договорам на оплачиваемые общественные работы за счет средств местного бюджета было трудоустроено 74 человека. 

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Основным показателем уровня жизни являются доходы населения, в которых по-прежнему главной составляющей остается оплата труда работников.

Под особым контролем администрации находятся вопросы по обеспечению уровня заработной платы не ниже минимального с учетом районного коэффициента и процентных надбавок, соблюдению сроков выплаты заработной платы работникам, выявление работодателей, уклоняющихся от оформления трудовых отношений с работниками, использующих «серые» схемы выплаты заработной платы.  Для выявления случаев задолженности по её выплате и нарушения прав работников налажено информационное взаимодействие и ведется совместная работа со службами района и области. В 2022 году было проведено два заседания комиссии, на которые были приглашены работодатели, допустившие нарушения трудового законодательства. Все случаи нарушений устранены. Кроме того, в администрации городского округа создана и действует телефонная «горячая линия». 

Согласно данным службы государственной статистики, задолженность по выплате заработной платы на 1 января 2023 г. отсутствует.   

По оценке, среднемесячный доход на душу населения в 2022 году составил 76 тыс. рублей, что превышает величину прожиточного минимума в четыре раза. Основной составляющей доходов населения является заработная плата.

В декабре 2022 года среднемесячная номинальная заработная плата на одного работающего составила 153,3 тыс. рублей (в 2021 году – 133,7 тыс. рублей). Без учета организаций, работающих на шельфовых проектах, величина среднемесячной заработной платы равна 96,8 тыс. рублей. 

Размер средней заработной платы по муниципальному образованию является одним из самых высоких в Сахалинской области. 

В структуре населения городского округа жители, получающие пенсию в связи с достижением определенного возраста, составляют 30% от общей численности населения (это 3 316 человек). С учетом граждан, получающих пенсии по другим основаниям, число пенсионеров составляет 3 771.

Средний размер пенсии в отчетном году составил 29,9 тыс. рублей. Если его  сравнивать с величиной прожиточного минимума в 16 280 рублей, установленного для пенсионеров в Сахалинской области, то размер средней пенсии в месяц обеспечивает 1,8 величины прожиточного минимума пенсионера.

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Промышленные предприятия – основа развития городского округа, которые обеспечивают занятость населения и основные поступления в местный бюджет. В 2022 году в муниципальном образовании объем промышленного производства в стоимостном выражении составил 389,5 млрд рублей и составил 72,2% к уровню 2021 года (по Сахалинской области – 111,3%).  В структуре промышленного производства области муниципальное образование занимает 33,3%.

Структура промышленного производства по крупным и средним предприятиям выглядит следующим образом: на долю «добычи полезных ископаемых» приходится 99,65%, «обрабатывающего производства» – 0,03%, «производство электро-  и теплоэнергии» – 0,29%, «водоснабжение, водоотведение» – 0,03%. 

ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 

Базовая отрасль экономики муниципального образования – добыча полезных ископаемых – в 2022 году находилась в сложной ситуации, вызванной недружественными и противоречащими международному праву действиями ряда государств. Почти на полгода остановился проект «Сахалин-1». Для устранения угроз национальным интересам и экономической безопасности страны Указами президента Российской Федерации были созданы российские операторы проектов «Сахалин -1» – компания ООО «Сахалин-1» (ранее «Эксон Нефтегаз Лимитед») и «Сахалин -2» – ООО «Сахалинская Энергия» (ранее «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд»). 

По итогам года нефтегазодобывающая отрасль сработала со следующими показателями. В стоимостном выражении объем производства к уровню прошлого года сократился на 27,9% (в 2021-м был рост на 26,6%) и составил 388,2 млрд рублей. 

В натуральном выражении объемы добычи углеводородов составили:

– нефть, включая газовый конденсат, – 55,2% к уровню прошлого года (2021 г. –  88,9%);

– газ природный и попутный – 84,6% к уровню прошлого года (2021 г. – 96,3%). 

Объемы углеводородов, добыча которых ведется в границах городского округа, это 97,4% по нефти и 99,7% по газу от всего объема добытого углеводородного сырья в Сахалинской области. 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 

Энергетический комплекс городского округа работал в штатном режиме. Темпы производства энергоресурсов к уровню прошлого года в натуральном выражении составили: по электроэнергии – 88,4%; по тепловой энергии – 92,0%, и определялись с учетом их спроса у потребителей, в том числе компаний, занятых добычей углеводородов.

В областной структуре производства продукции на долю хозяйствующих субъектов городского округа приходится 27,2% производства электро- и 27,5% – тепловой энергии.  

РЫБОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС 

На акватории, прилегающей к муниципальному образованию, имеется 61 рыболовный участок. Рыбопромышленный комплекс представлен 30 хозяйствующими субъектами, в т.ч. десять занимаются переработкой. Хозяйства работают циклично, 28 из которых только в период лососевой путины.

За год рыбодобывающими предприятиями выловлено 4,6 тысячи тонн рыбы (за аналогичный период прошлого года – 3,3 тысячи тонн), в т. ч. 4,4 тыс. тонн лососевых.

Береговыми предприятиями было переработано 30,4% всех выловленных в муниципальном образовании ВБР.

 В рамках реализации проекта «Свежевыловленная рыба» участниками проекта было реализовано сырца по цене ниже рыночной в количестве 8,6 тонны.

ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА

К обрабатывающей промышленности на территории района относятся: обработка древесины, производство прочей неметаллической минеральной продукции, ремонт машин и оборудования, а также производство пищевых продуктов.

По статистическим данным, объем производства обрабатывающей промышленности за год по крупным и средним предприятиям составил 139,3 млн  рублей или 53,9% к аналогичному периоду прошлого года (за 2021-й – 258,5 млн рублей). Снижение произошло за счет вида деятельности «ремонт машин и оборудования».

ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС  

На территории городского округа деятельность по заготовке древесины на условиях договоров аренды и купли-продажи осуществляли шесть компаний, из которых четыре зарегистрированы в иных муниципальных образованиях области. По данным Ногликского лесничества ГКУ «Сахалинские лесничества», при разработке лесосек всеми компаниями, ведущими заготовку леса, объем пройденного рубкой леса составил 86,2% к уровню прошлого года.

Производством лесоматериалов на территории округа занимались две компании (ОАУ «Северное лесное хозяйство», ООО «Лесное»).  В 2022-м компаниями произведено лесоматериалов в 1,7 раза больше, чем годом ранее (в 2021 – снижение в 2,2 раза).

ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 Пищевая и перерабатывающая промышленность представлена 8 предприятиями по производству хлебобулочных, кондитерских и мясных изделий.    

 За 2022 год произведено:

– хлебобулочных изделий – 521,5 тонны (увеличение показателя на 11,6% к 2021-му). В том числе диетические сорта хлеба – 10,9 тонны;

– кондитерских изделий – 41,4 тонны, что на 13,7% выше показателя за аналогичный период 2021-го. Увеличение объемов объясняется расширением ассортиментной политики предприятий;

– колбасные изделия – 32,8 тонны, что в 2,4 раза выше показателя 2021 года.

Предприятия пищевой промышленности ежегодно проводят мероприятия по внедрению новых рецептур и технологий, увеличению ассортиментного перечня выпускаемой новой продукции. Так, за 2022 год ассортиментная линейка продукции увеличилась на: 29 наименований колбасных изделий, 24 – продукции из мяса и птицы холодного и горячего копчения, 11 – кондитерских изделий, 15 – хлебобулочных изделий, 16 – иных изделий. 

ТРАНСПОРТ  

Транспортная инфраструктура является важной жизнеобеспечивающей системой, неразрывно связанной с нуждами населения района, работой предприятий и организаций и социальной сферы.

Предприятия, оказывающие услуги на железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте, работали в штатном режиме.МУП «Управляющая организация «Ноглики», как перевозчик по муниципальным маршрутам, за год обслужило 126,5 тысячи пассажиров, убытки от оказания услуг составили 26,4 млн рублей.

Перевозчик осуществляет три городских, два пригородных и два междугородних маршрута. Администрацией два раза в год проводится анкетирование и онлайн опрос на предмет удовлетворенности населения работой общественного транспорта.В апреле в опросе приняли участие 29 человек. 83% пассажиров удовлетворены работой общественного транспорта.В ноябре участвовали в анкетировании 45 пассажиров: 68,9% оценили функционирование транспорта на «отлично» и «хорошо», 26,7% – «удовлетворительно» и 4,4% – «не удовлетворены».  

Основными причинами неудовлетворенности являются: характеристики автобусов (некомфортные, старые) и изменение маршрута движения. Так, по итогам проведённого в ноябре опроса, 50% респондентов обозначили необходимость заезда автобуса по маршруту № 1 на 12 и 13 кварталы. В 2023 году будет рассмотрена возможность внесения изменения в расписание. Бюджетная заявка на приобретение новых автобусов направлена в адрес министерства транспорта и дорожного хозяйства. Также осуществляется автобусное межмуниципальное сообщение по двум маршрутам: «Ноглики – Оха» и «Ноглики – Поронайск – Южно-Сахалинск».

Аэропортное и наземное обслуживание воздушных перевозок для авиакомпаний в городском округе обеспечивает филиал «Аэропорт Ноглики» АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», аэропорт класса «Г» (региональный). Авиасообщение осуществляется с городами Южно-Сахалинск – (через с. Зональное Тымовского района) и Хабаровск. 

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

 Количество малых и средних предприятий с учетом индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 января 2023 года составляет 330 субъектов: 75 юридических лиц и 255 индивидуальных предпринимателей.

 Отраслевая структура малого бизнеса остается неизменной в течение ряда лет. Наиболее распространенными видами деятельности остаются розничная и оптовая торговля (38%), оказание транспортных услуг (20%), строительные работы (12%), обрабатывающее производство и услуги общественного питания – по 4%. 

Достаточно успешно развивается такая форма предпринимательства, как «самозанятость». По состоянию на 1 января 2023 зарегистрировано 298 физических лиц. Часто такая форма предпринимательства носит вторичный характер при наличии основного места работы.  

По оценке, на долю малого бизнеса приходится 10 процентов занятого населения. Поддержка малого предпринимательства по-прежнему носит актуальный характер и является приоритетным направлением муниципальной экономической политики, реализация которой проводится в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Городской округ Ногликский», рассчитанной до 2025 года. На реализацию данной подпрограммы в 2022 году было предусмотрено 6,9 млн рублей (6,2 млн – средства областного бюджета, 0,7 млн рублей – местного).

В рамках программы предпринимателям оказывается финансовая, имущественная, консультационная и организационная поддержки.В 2022 году финансовая поддержка была оказана 14-ти субъектам предпринимательства на сумму в 6,3 млн рублей за счет средств местного и областного бюджетов.В рамках оказания имущественной поддержки сформирован Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, подлежащего предоставлению во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства.

Данный Перечень состоит из 51 объекта. По состоянию на 1 января 2023 года всего заключено 14 договоров аренды недвижимого имущества и 1 договор безвозмездного пользования движимым имуществом. Также имущественной поддержкой смогли воспользоваться три гражданина, зарегистрированные в качестве самозанятых.Информационно-консультационная поддержка оказывается путем размещения объявлений и публикации материалов по актуальным вопросам предпринимательства, освещению мероприятий программы на официальном сайте муниципального образования, в социальных сетях, в группе WhatsApp «Бизнес. Ноглики».

Расширяется участие субъектов малого бизнеса в решении проблем городского хозяйства, в т.ч. путем выполнения муниципальных контрактов. За 2022 год сумма контрактов на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд субъектами малого предпринимательства составила 339,3 млн рублей или 48,1% от суммы контрактов, заключенных конкурентным способом.