Участников конференции, жюри, педагогов и зрителей приветствовала заместитель директора гимназии по учебной работе Ирина Павловна Шишкина.
– Не все наши ученики станут учеными, но тот вкус к исследовательской работе, который появился у них в школьные годы, проявится в студенчестве, точно и наверняка, – уверена Ирина Павловна. Она рассказала: «Шаг в будущее» – одна из самых давних и добрых традиций школы. За 19 лет гимназисты подготовили около двух сотен интереснейших работ. На этот раз на суд зрителей и жюри было вынесено 10 не менее увлекательных презентаций на самые разные темы.
Честь открывать конференцию выпала самым младшим участникам. Полина Турлова (3 класс) и Александр Алпатов (4 класс) представили настольную краеведческую игру «ИкилгоНвоки». Соперничество с уже почти взрослыми юношами и девушками, которые к тому же в два раза выше, ничуть не смущало ребят из начальной школы. Они бойко и деловито рассказали залу о том, как вместе с руководителем проекта Татьяной Турловой разрабатывали игру, познакомили присутствующих с её правилами. «ИкилгоНвоки» создана по типу популярной серии игр «Экивоки». Это название Полина и Саша взяли за основу, вплетя в него нивхское историческое название стойбища «Ноглво» (русифицированный вариант – «Ноглики»).
«ИкилгоНвоки» не только увлекательна, но и полезна. Играя в эту настолку, можно почерпнуть уйму интересных фактов из истории нашего края, больше узнать о его животных и растениях, а также о населенных пунктах Ногликского района. Допустим, многие ли из вас знают, что 17-подъездный дом № 2 по ул. Советская до 2018 года считался самым длинным на Сахалине? Что он изначально состоял из двух зданий, которые позже соединили блок-вставкой.
О синдроме отложенной жизни рассказала десятиклассница Алёна Орел (рук. Н. Колесникова). Похоже, образ мышления, при котором человек всё время пытается подготовиться к лучшему и не в состоянии расслабиться и жить «здесь и сейчас» в своё удовольствие, характерен для большинства обитателей северных регионов. «Страдающее от тяжелых климатических условий население продолжает жить и работать ради относительно высокого заработка, лелея мечту о переезде в южные регионы с хорошо развитой инфраструктурой», – зачитывала Алёна. Знакомо, правда?
Тем, кто десятилетиями живет мечтами о переезде в местечко потеплее и поцивилизованнее, Алёна предлагает обратить внимание на страны, где климат не менее суровый, нежели северосахалинский, и народ сумел придумать, как сделать жизнь приятнее. Так, финская философия «сису» учит жить, стойко преодолевая трудности и невзгоды. Финны относятся к ним как к возможности проявить себя. После чего они считают важным хорошо отдохнуть дома в кругу самых близких. Окна во всю стену, камины с огнем, многочисленные светильники, простые комнатные растения в горшках, максимум натуральной древесины, светлые тона отделки в сочетании с яркими цветными деталями – это традиционные атрибуты финских квартир, в которых жизнестойкие северяне «заряжаются» для новых подвигов.
Десятиклассница Анна Тябина подготовила работу «Ландшафтный дизайн пришкольного участка» (рук. Л. Анненко). Девушка представила зрителям эскиз обновленной территории гимназии с детской площадкой под крытым навесом, красивыми дорожками, цветами, кустарниками и деревцами. Учитывая климатические особенности нашего края, планировочные условия, она выяснила, какие растения смогут расти на этом месте. Оказалось, помимо березы, рябины, ольхи и шиповника, у здания можно посадить клён японский, черемуху, сирень, можжевельник, спирею и даже жасмин. Из цветов, кроме календулы, бархатцев, астр и космеи, должны прижиться нарциссы, ромашки, ирис и гортензия.
– Наша школа заслуживает того, чтобы выглядеть красиво, – заявила в завершение презентации Анна. – Если замыслы превратить в реальность, то это будет радовать не только нас, но и жителей всего поселка.
Сентиментальным приветом из прошлого выглядел проект десятиклассницы Дарьи Королевой (рук. Е. Генрихс). Девушка создала серию авторских почтовых открыток, посвященных нивхской культуре и быту. Людям, привыкшим получать почту исключительно в электронном виде, слово «посткроссинг» мало что говорит.
Между тем, международный проект, созданный для обмена почтовыми открытками, набрал к настоящему моменту такую популярность, что во многих странах (в том числе, в России) существуют целые интернет-магазины, зарабатывающие исключительно на продаже эксклюзивных открыток. Многие художники специализируются на рисовании небольших произведений с тем, чтобы после владельцы пересылали их по почте другим ценителям. Вот и яркие акварельные рисунки Даши, снабженные текстом на английском языке, вполне могут украсить коллекцию любителя посткроссинга из любой точки мира, а также поднять настроение всякому другому адресату.
Десятиклассница Арина Кочманюк (рук. О. Еретникова) не смогла присутствовать на конференции, поскольку в это время находилась в международном детском центре «Артек». Но поездка в Крым не помешала ей поучаствовать в конкурсе презентаций. Она подготовила видеовыступление, в котором рассказала о своем проекте – создании аллеи писателей Сахалинской области. И это, надо сказать, весьма интересная тема. Так вышло, что львиная доля жителей области, говоря об островной литературе, имеет в виду лишь одного писателя – Владимира Санги. А ведь среди наших земляков немало даровитых, пусть и не столь известных литераторов. Сразу приходит на ум член Союза писателей СССР Анатолий Ткаченко, автор книг «Пионерское лето», «Соленый берег» и «Люди у океана». Последняя повесть особенно близка ногликцам, ведь в ней рассказывается о работниках рыболовецкого колхоза «Чайво», рисуются портреты многих реальных людей, трудившихся там в 60-е годы.
Упомянула Арина и поэта, автора стихов для детей, заслуженного работника культуры РСФСР Анатолия Дёшина, который тоже имеет отношение к Ногликскому району и даже – самое непосредственное! – к редакции нашей «районки». С 1957 по 1964 год Анатолий Алексеевич работал заместителем редактора газеты «Знамя труда».
Акции, облигации, инвестирование, сбалансированный портфель и минимизация рисков – выступление десятиклассницы Виктории Сааи (рук. Н. Колесникова) убедило зрителей в том, что постигать основы финансовой грамотности нужно со школьной скамьи. И окончательно покорила зал уверенность, с которой девушка отвечала на вопросы после своей презентации. Вика рассказала, что совершила свои первые шаги в инвестировании не так давно, но уже является довольно уверенным практиком. Свой первый портфель она сформировала, когда, по прочтении книги «Богатый папа, бедный папа», смогла убедить родителей (на это понадобилось несколько месяцев) подарить ей на день рождения деньги. Под руководством учителя обществознания Натальи Колесниковой, Вика сумела не только не прогореть, но и, несмотря на кризис, приумножить свой капитал.
Неистовое одобрение у юной аудитории и не менее горячие споры среди членов взрослого жюри вызвало выступление семиклассника Алексея Тананина (рук. О. Еретникова). «Изучение истории через компьютерные игры» – так назывался проект этого харизматичного юноши. И тут хочется признаться: во время прослушивания и просмотра презентации вашему автору впервые захотелось не отчитать своего сына за вечное «зависание» у компьютера, а напротив, купить ему пару шедевров игровой индустрии – пусть глубже погружается в историю, географию, физику, изучает иностранные языки и… какие там еще ценные знания можно впитать в себя в «стрелялках» и «стратегиях»?
Куда более строгим выглядело выступление десятиклассника Артемия Спицына (рук. К. Ткаченко). На вид типичный «физик», т.е. человек с математическим складом ума, рационалист, юноша поведал о компьютерном моделировании пролёта тела.
О приближенных вычислениях, способных облегчить жизнь каждому, рассказал один из самых юных участников конференции, ученик пятого класса Иван Козюра (рук. Н. Капитонова). В 2019 году в газете «Знамя труда» сообщалось о выпускнике гимназии Константине Козюра, который сдал единый государственный экзамен по физике на 98 баллов, что является наивысшим результатом по данному предмету за всю историю проведения ЕГЭ в Ногликском районе. Видно, мозговитость и математические способности у братьев – это семейное.
Несмотря на все достоинства перечисленных выступлений, вне конкуренции всё же был проект десятиклассника Егора Замахова (рук. К. Ткаченко). Парень сумел создать прототип русского языка программирования! Это настолько зрелая и сложная работа, что трудно поверить в то, что она оказалась под силу школьнику из глубинки. А учитывая актуальность темы (Россия остро нуждается в талантливых IT-специалистах), отпадают всякие сомнения в блестящем будущем Егора.
Члены взрослого жюри единогласно отдали пальму первенства Егору Замахову. Сложнее было определиться со вторым и третьим местами. После оживленной дискуссии судьи сошлись во мнении, что второго места заслуживает выступление Виктории Сааи, а третьего – проект Алексея Тананина.
Детское жюри объявило своим победителем Анну Тябину. Специальные призы – энциклопедии для юных эрудитов – достались Полине Турловой и Александру Алпатову.