Исследуя «остров сокровищ»

24 октября 2022, 12:08Общество

Закончились каникулы, дети вернулись в школу. Самое время делиться впечатлениями, полученными в эти три свободных месяца. Многие из местных ребят съездили с родителями в отпуск за пределы региона.

Кому-то посчастливилось побывать во всероссийском или международном детском центре («Океан», «Артек», «Орлёнок» и пр.). А кто-то решил провести каникулярное время в родном районе – и остался доволен. Как, например, участники туристско-краеведческого объединения «Бриз», которое действует при СОШ № 1. Им точно есть о чем написать в сочинении «Как я провел лето». Впрочем, в остальные времена года наши юные туристы тоже не скучают.

О деятельности объединения «Бриз» газете «Знамя труда» рассказывает руководитель, учитель внеурочной деятельности СОШ № 1 Алексей КОЗЛОВ.

– Алексей Витальевич, расскажите, чем запомнилось вам и вашим ученикам это лето?

– Из самых последних ярких мероприятий назову поездку в Смирных 14 августа, где проводилась военно-историческая реконструкция штурма японского полицейского поста Хандаса. Эти события происходили в 1945 году с 9 по 11 августа в рамках договоренности союзников – СССР, Англии и США. Тогда Сталин обещал, что откроет восточный фронт на Дальнем Востоке, чтобы ускорить процесс разгрома японских войск в Маньчжурии, на Сахалине и Курилах. Операция оказалась успешной.

Реконструкция тех событий проводится на Сахалине уже в третий раз, и я нахожу её значимым и нужным мероприятием с точки зрения патриотического воспитания молодежи. Я сам патриот и считаю важным любить свою страну и малую родину, знать историю родного края, поэтому на этот раз повёз в Смирных наших учеников, начиная с пятых классов и старше, – всех желающих.

В мероприятии участвовало множество сахалинцев и приезжих. В военных формах Красной Армии и японских милитаристов они воспроизводили боевые действия, использовали образцы вооружения Второй мировой войны, стреляли холостыми патронами из знаменитых винтовок и карабинов Мосина, пистолетов-пулеметов Шпагина, пулемётов Максима и Дегтярева, японской винтовки Арисака.

– И как, понравилось ребятам?

– Да. Мы участвовали в качестве зрителей, а после основного действия дети смогли пообщаться с организаторами, сфотографироваться с участниками, подержать оружие, например, попробовать на вес пулемёт. Впечатлений осталось много, ведь наблюдать за реконструкцией – совсем не то, что смотреть фильм или проходить видеоигру. Здесь эффект погружения гораздо ярче.

– Что еще интересного было в вашем объединении на каникулах?

– Для старших, более опытных учеников всё лето проводились тренировочные походы по 10-15 километров в день. Так, мы ходили по старой железной дороге от Катангли до Ноглик. Нетрудный и притом достаточно интересный маршрут.

Наиболее серьезным мероприятием стал восьмидневный поход первой категории сложности по Тонино- Анивскому полуострову – самой южной части Сахалина. Из школьников в нашей группе были семиклассник Валентин Пастух, десятиклассники Дмитрий Каргин, Денис Шириков и одиннадцатиклассница Олеся Голикова. Всего прошли около 120 километров.

– Ого, и ведь это довольно сложный маршрут! Как семиклассник осилил такое испытание?

– Прекрасно. Вообще все дети показали себя достойно. Они легко справлялись со всеми трудностями, включая непростые погодные условия, сложный рельеф.

– И тяжелые рюкзаки?..

– Да, ведь нужно было нести продукты питания, рассчитанные на восемь дней. Конечно, в пределах нормативов. И в этом заключается еще одна сложность – в условиях похода, чтобы пройти долгий путь, нужно строго придерживаться граммовки, нельзя брать с собой ничего лишнего.

– Наверное, для кого-то это самое трудное, ведь из-за физнагрузок повышается аппетит.

– Согласен, но, справедливости ради отмечу, что у участников таких походов здоровье не ухудшается. Наоборот, выдерживая режим сна, физических нагрузок и питания, ты становишься здоровее и сильнее. После нашего похода по Тонино-Анивскому полуострову кто-то сбросил килограммы (которые были явно лишними), однако никто не заболел.

Прошлым летом мы также обошли Тонино-Анивский полуостров со школьниками. Тогда группа была небольшой, разведывательной. Из детей пошли только двое – Ада Попова и Максим Данченко, которые столь же успешно справились с маршрутом.

Вообще же, хочу сказать, что дети, особенно те, кто занимаются в спортивных секциях, уже к шестому классу готовы к многодневным походам. В отличие от взрослых, школьники очень быстро восстанавливаются. Бывает такое, что наша группа приходит на закате к месту обозначенной стоянки и, сняв рюкзаки, падает с ног. Пока взрослые приходят в себя, детвора, отдохнув буквально 5-10 минут, уже бежит купаться, осматривать лагерь.

Ребята неугомонные, энергии у них хоть отбавляй. В походах они всё легко схватывают. Самое сложное в моей работе – вытащить их из гаджетов, заинтересовать туризмом, природой.

– Кстати, да. Гаджеты – это сейчас такая проблема! Кажется, современным детям ничего не нужно, кроме игр и соцсетей.

– И, по моим наблюдениям, увлеченность детей виртуальным миром усугубляется с каждым годом. Еще года три-четыре назад, когда я предлагал пятиклассникам выбраться в лес, они соглашались с энтузиазмом. Сейчас очень небольшой процент учащихся среднего звена желает активностей. И все же, я считаю, с таким положением вещей мириться нельзя. Нужно «вытаскивать» школьников из зоны комфорта, вдохновлять на преодоление трудностей. Это полезно и для укрепления здоровья, и в плане воспитания. Уверен: если молодого человека не занять чем-то позитивным, он сам найдет себе занятие – и, скорее всего, не очень хорошее.

–  Вы безусловно правы. Алексей Витальевич, скажите, во многих ли школах Сахалинской области действуют подобные объединения?

–  Нет, в нашем регионе мало кто водит школьников в походы. Не хватает специалистов. Это направление более или менее развито на юге Сахалина. Прежде детско-юношеским туризмом занимался клуб «Бумеранг», но и тот в последнее время сменил этот вид деятельности на проведение палаточных лагерей, различных экологических проектов.

–  А как пришли к педагогической деятельности, чем занимались раньше?

– Прежде работал в аэропорту Ноглики в службе поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов. Трудился там пожарным спасателем и водителем пожарного автомобиля около десяти лет, с самого момента основания подразделения. Но всегда тянуло к туризму. Мое детство прошло в городе Александровск-Сахалинский. В советское время в нашем доме пионеров действовал туристский кружок, который я посещал с удовольствием. Во взрослой жизни походы стали моим хобби. Сначала ходили семьей – я, жена Вера, дочери Ксения, Екатерина и Любовь.

С 2015 года начали собирать группы из знакомых семей. Постепенно это переросло в создание турклуба, точнее – СРОО «Азимут-Сахалин». С появлением данного объединения мы смогли устраивать походы с участием детей уже официально.

Четыре с лишним года назад меня попросили помочь выбрать и приобрести альпинистское снаряжение для школьников СОШ № 1, затем предложили устроиться учителем внеурочной деятельности. Я согласился.

–  В каких условиях проходят ваши занятия?

–  Пока не построено здание второй школы, у нас сохраняются проблемы с площадями. Но в распоряжении объединения «Бриз» имеется класс, склад для хранения снаряжения. Также нам выделили небольшой спортзал, где проходят наши тренировки по спортивному туризму, альпинистской подготовке. Пока нам этого хватает.

–  Как у вас с дисциплиной? Учитель внеурочной деятельности может быть строгим?

–  Я должен быть таковым. При возникновении угрозы, когда есть предпосылка к какой-либо внештатной ситуации, необходимо, чтобы участник похода был готов к решительным действиям. В лесу разгильдяйство неприемлемо. Здесь, если сравнить с работой команды корабля, четкие выполнения будут поступать лишь в ответ на конкретные указания капитана.

– Раз начали говорить о внештатных ситуациях, скажите, были ли у вас встречи с медведями?

– Без этого никак. Но хотелось бы, вразрез с истерией в СМИ, сказать, что медведи были всегда, лес – их дом. Встреча с ними естественна. Мы их видим, но всегда держимся на приличном расстоянии, поскольку соблюдаем правила поведения в лесу. Какие? Идем-шумим, все звери слышат нас и обходят стороной.

Была также интересная встреча подростка со змеей. Как уже говорил, мы занимаемся еще и альпинистской подготовкой. Скалолазные веревки имеют определенный рисунок. И однажды один из наших ребят увидел в кустах канатик, аккуратно свернутый колечком. Хотел его поднять, а тот взял и уполз.

– Наверное, тревожно нести ответственность за детей в таких ситуациях…

–  В наших походах обязательно присутствуют взрослые – родители школьников или просто друзья клуба, опытные туристы. Приглашаю их в целях безопасности. К тому же вместе – веселее.

Да, в Ногликах немало активных людей, не желающих сидеть дома. Зимой мы поднимались в сопки Набильского хребта вместе с руководителем турклуба «Орлан» Юрием Величко. Неоднократно приглашали Егора Шарапова, который работает инженером-программистом в СОШ № 1. Он больше увлекается велоспортом, но вместе с нами начал осваивать «пешку».

В один из недельных походов с нами ходил педагог центра творчества и воспитания Илья Глебов. Вроде смотришь на него – сугубо городской молодой человек, занимается робототехникой. А он, как оказалось, наш человек! Шёл очень бодро, видно, что находится в отличной физической форме, подготовлен к трудностям полевой жизни.

У устья реки Агнево мы устроили трехдневную стоянку. Река там большая, метров 30 в ширину, может, больше. Место живописное, отличное для лагеря. Но есть минус: во время прилива в устье заходит морская вода, пить её невозможно. А ручей, где можно взять пресную, находится на противоположном берегу. Тогда узнали, что Илья Иванович – превосходный пловец. Мы соорудили плот, и он переплывал реку, толкая его перед собой, наполнял в ручье ёмкости и тем же способом возвращался обратно в лагерь.

Также в этом походе Илья переплывал реки, чтобы установить страховочную систему, с помощью которой дети и другие участники могли безопасно переправляться на другой берег.

Когда я только пришел работать в первую школу, много мероприятий, экскурсий мы проводили вместе с учителем краеведения Ольгой Геннадьевной Яхвак.

Были совместные проекты и с Людмилой Николаевной Еременко, руководителем СРОО «Родная земля».

– Есть ли еще среди ваших знакомых такие туристы, которых можно ставить в пример воспитанникам «Бриза»?

– Да. К примеру, Владимир Александрович Ровдугин. Раньше он жил в Ногликах, даже какое-то время занимал пост директора гимназии. Затем уехал в Александровск-Сахалинский. Там был чиновником, дослужился до вице-мэра. Потом его попросили возглавить музей. В последнее время он работал директором училища, а сейчас вышел на пенсию и осуществил свою давнюю мечту, которую прежде не мог исполнить ввиду занятости. Он проехал от Крыма до г. Александровск-Сахалинский на велосипеде. Это заняло у него месяцев пять.

Также в фотоархиве клуба есть снимки гор Киргизии, сделанные моим бывшим коллегой, очень опытным туристом и альпинистом Андреем Теровым.

С Владимиром и Андреем мы всегда на связи.

– Еще такой вопрос. Были ли в ваших путешествиях интересные находки?

– Да. При объединении «Бриз» открыт небольшой музейный уголок. Дети и взрослые время от времени пополняют коллекцию красивыми камнями, ракушками. Есть предметы, похожие на древние орудия труда, возможно нивхские. Поплавок от японских или корейских сетей – стеклянный шарик, который нашли на мысе Круглый, что символично.

Одним из самых любопытных наших экспонатов стал асфальтовый блок с изображением звезды Давида и надписью «Печорский асфальтовый завод. Сызрань. 1871 год». Интересна история этой находки. Я обнаружил его в 2015 году в районе бывшего поселка Октябрьское, в месте разрушенной дамбы, сфотографировал. Он тяжелый, весит килограммов 25. В музее Александровск-Сахалинского показал снимок директору: «Вот, нашел такую штуку. Если вам интересно, заберите». В следующий раз попал туда два-три года спустя. Смотрю, а блок лежит. Ну, раз никому не нужен, забрал себе.

– Здорово!.. Алексей Витальевич, скажите, позанимавшись у вас, дети обретают навыки выживальщиков? Могут ли они разжечь костер, приготовить еду в лесу, устроить ночлег?

– К этому мы стремимся. Время от времени устраиваем выходы на природу именно с такими целями. Например, ставим перед собой задачу: научиться разжигать костер в зимнем лесу, когда термометр за окном показывает –20-30 градусов по Цельсию. Так, в 2020-м мы ходили в лес перед Новым годом. Тогда снега в Ногликском районе еще не было. Зато стояли тридцатиградусные морозы. Я разбивал группу на команды и давал задания: разжечь костер и приготовить ужин. Получилось далеко не у всех – при отрицательной температуре добиться стойкого пламени труднее, чем летом, даже под дождем. Но все эти навыки приходят с опытом, нужно лишь практиковаться.

– Это действительно асфальт? Судя по фото, кажется, он куда прочнее, чем современный, который можно руками сломать и который плавится в жару …

– Называется асфальтом, но в действительности это не то, что делается сегодня. В XIX веке в России была другая технология изготовления искусственной брусчатки. Данный материал ближе по своему составу к бетону. Кто-то додумался делать такие блоки и мостить ими дороги.

– Значит, у нас на Сахалине есть где-то целые улицы, вымощенные такими блоками?

– Улицы – вряд ли. В Александровск-Сахалинском находили их, когда ремонтировали теплотрассу. Экскаватором выкопали три таких блока. Известно, что они попали на остров еще до революции, во времена каторги. Производители асфальтовых блоков хотели получить государственный контракт на поставку их на остров. Но, видимо, что-то пошло не так, и затея сызранской компании провалилась. Почему звезда Давида выбита на блоке? Думаю, владельцы фирмы были евреями.

– Как интересно! Наверное, в ваших путешествиях дети узнают немало нового, увлекательного из истории родного края.

– Да, разумеется. В каждом районе, в любом населенном пункте, которые мы посещаем, стараюсь показать ребятам памятные места, достопримечательности.

Бывает, устраиваем походы с конкретными розыскными целями. Так, в 2019-м мы ходили искать останки военно-транспортного самолета Ли-2. Борт потерпел крушение летом 1946 года в районе горы Монетной, в 15 километрах западнее села Новое Макаровского района. В этой аварии погиб экипаж, состоявший из нескольких человек, но захоронить их смогли лишь спустя 15 лет. Какой-то охотник с Нового случайно наткнулся на место катастрофы. Дело в том, что в те годы не было развитой навигации, радаров. Когда самолет не возвращался, зачастую его просто списывали с формулировкой «разбился в море».

Останки Ли-2 лежат в труднодоступном месте – почти на вершине горы с крутым уклоном. Мы начали маршрут с Вахрушева и закончили в поселке Новое, добирались долго, но нашли искомое. От удара о поверхность земли самолет взорвался, почти весь сгорел. Элементы воздушного судна разлетелись по сопке, на самом же месте трагедии остались обгорелые стойки шасси и двигателя, хвостовая часть и консоли крыла. Но разобрать, что это самолет, можно.

– Должно быть, печальное зрелище. Алексей Витальевич, а как по вашему мнению, насколько перспективен наш район в плане спортивного туризма? Можно ли здесь начинать что-то новенькое?

– Планов у нас очень много. Пока зимой мы пользуемся снегоступами. Есть огромное желание приобрести лыжи и научить детей на них ходить в походы, как это делают александровск-сахалинские туристы. На лыжах преодолевать любой маршрут гораздо легче и быстрее. 30 километров в день – не проблема!

Кроме того, недавно я стал заниматься велосипедным спортом, и это тоже открыло новые возможности. У нас есть много старых лесовозных дорог, что вкупе с горным рельефом хорошо подходят зимой для лыжных путешествий, летом – для велосипедных.

В прошлом году мы участвовали в грантовом конкурсе, выиграли и приобрели на полученное финансирование паркрафты – надувные лодки, легкие, компактные, способные сворачиваться в небольшой кулек. Их можно носить с собой. С ними можно делать комбинированные, пешеходно-водные походы.

Также хочется освоить вело-водный туризм. Наш район, кстати говоря, в этом направлении имеет хороший потенциал – много водоемов, по которым можно сплавляться.

– Не слишком ли это экстремально для детей?

– Нет. Из наиболее быстрых рек у нас на севере я могу назвать только Даги, но и её не сравнить с реками юга Сахалина, например, с Быковскими порогами, где сплавляются любители бурной («белой») воды.

– Смотрю, планов у вас очень много.

– Да. Не всегда хватает времени и финансов реализовать все свои идеи. Зато есть, к чему стремиться.

Многие живут на Сахалине, не подозревая, насколько красивые здесь виды, как увлекательно путешествовать по острову. Они предпочитают проводить отпуск в других регионах, ездить на курорты, думая, что хорошо там, где нас нет. Но я очень люблю наш остров с его замечательной, разнообразной природой. Считаю, здесь можно и работать, и отдыхать. А с тех пор, как начал ходить в походы, стал открывать для себя всё новые потрясающие места, которые с удовольствием показываю молодёжи.

– Солидарна с вами, Алексей Витальевич. Спасибо за интервью и успехов вашему объединению в новом учебном году!

Авторы:Зоя Слежакова