«Клиенты нас любят»

5 июня 2022, 00:00Общество

В кабинете начальника отделения по Ногликскому району ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» Евгении Федорец не закрывается дверь, не смолкают телефоны – стационарный и мобильный, без конца приходит служебная информация в мессенджерах.

Дела не отложишь, людям не откажешь. И Евгения Витальевна быстро решает каждый вопрос, спокойно отвечает посетителям, консультирует, координирует… и всё это почти не отвлекаясь от основного на этот час занятия – интервью с корреспондентом «Знамени труда». Для руководителя, чей стаж в данной сфере составляет 27 лет, работа в режиме многозадачности – образ жизни.

– Евгения Витальевна, расскажите, чем вы занимаетесь прямо сейчас.

– В настоящее время, помимо всех прочих задач, у нас идет реализация региональной программы Сахалинской области по снижению уровня бедности. Она большая, включает в себя много мероприятий. Сегодня, полчаса назад, я встречалась с педагогами местных школ. Семьи с малышами нам хорошо знакомы – молодые мамы ходят к нам с момента постановки на учет по беременности. С пенсионерами мы также часто общаемся. А вот проблемы семей с детьми школьного возраста никто лучше учителей не знает. Поэтому с помощью педагогов мы составляем адресный список, базу данных жителей района, которые нуждаются в помощи. У них могут быть медицинские проблемы, которые самим никак не решить: нужно, например, попасть к узкому специалисту, добиться дорогостоящей операции, пройти курс лечения у нарколога. Или, бывает, человек не может самостоятельно собрать документы на оформление инвалидности. Еще, может быть, члены семьи желают обучиться и в дальнейшем трудоустроиться. Мы помогаем организовать помощь государства таким гражданам, передаем их пожелания в различные ведомства, районную администрацию, в правительство Сахалинской области.

– Что входит в вашу ежедневную рутину?

– Мы оказываем населению более 200 мер социальной поддержки. Самые востребованные – те, которые касаются малоимущих и многодетных семей. Для старшего поколения наиболее актуальны выплаты федеральным и региональным ветеранам труда, субсидии на оплату услуг ЖКХ. Очень много обращений по выдаче социальных талонов на поездки в областной центр на медицинские консультации, обследование, лечение. 

– Стало ли в последнее время сложнее работать в государственных структурах? Многие на это жалуются.

– Знаете, нет. Согласна, задач у работников соцзащиты с каждым годом становится всё больше. Но их количество растет постепенно, поэтому нагрузка не так ощущается. Сказать, что мы испытываем стресс, нельзя. Нормальный рабочий процесс. Просто учишься перераспределять задачи, эффективнее использовать время.

– Как по вашим ощущениям, народ у нас стал беднее или наоборот?

– Если смотреть статистику, можно увидеть, что у нас ежегодно идет снижение уровня бедности. Количество семей, которые относятся к категории малоимущих, уменьшается. 

– Давайте приведем немного цифр. Сколько сегодня в Ногликском районе малоимущих? А многодетных семей? 

– По состоянию на 1 мая в нашем городском округе 298 малоимущих семей. Многодетных, а это имеющих трех и более детей, – 198 семей.

– Много ли у нас мам–героинь? Вроде государство поощряет женщин, родивших много детей.

– Да, в нашем регионе награждают медалью «Материнская слава», женщин, проживающих на территории Сахалинской области, родивших и достойно воспитавших пять и более детей. Но награжденных не такое большое количество: за последние лет десять в Ногликском  районе насчитывалось не более десятка, и это были женщины уже преклонного возраста. За последние годы такую награду получили только две многодетные мамы. Сейчас в Ногликском районе числятся три семьи с шестью детьми и две – с семью. В основном у многодетных родителей трое детей, намного реже – четверо. 

– Евгения Витальевна, понятно, что вы постоянно имеете дело с нуждающимися. Но не могли бы вспомнить особенно яркие случаи, когда, казалось бы, человек попал в безвыходную ситуацию, но с помощью ваших специалистов смог преодолеть трудности?

– Таких эпизодов много, на то мы и соцзащита. Но вот, например, из самых свежих. В Ныше жила семья с ребенком-инвалидом, которая при поддержке центра получила от государства солидную сумму и купила в Южно-Сахалинске жильё – поближе к областной больнице. Это была большая работа, специалист вплотную работала с получательницей Софьей Х. не один месяц. На днях она звонила счастливая, рассказывала, что уже делает ремонт в новенькой квартире.

А вот еще недавно был случай. Женщина родила ребенка, и у неё были проблемы с оформлением выплаты на первенца. Наши специалисты разобрались с вопросом, помогли доказать факт её проживания в Сахалинской области. В итоге семья с пополнением получила неплохую денежную поддержку.

– Работа центра социальной поддержки проходит только в стенах офиса?

– Да, мы в основном кабинетные работники, но по необходимости выезжаем. Регулярно посещаем села Вал и Ныш, где встречаемся с населением, ведем консультации. В Ногликском районе, как и везде, есть семьи, находящиеся в социально опасном положении, они стоят на учете комиссии по делам несовершеннолетних. Раз в месяц наши специалисты с представителями учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений обязательно посещают их на дому, чтобы знать, как и чем живет семья, в чём она нуждается.

– Евгения Витальевна, расскажите о вашем коллективе.

– У нас 11 сотрудников. Это группа приема, которую возглавляет Марина Нагайчук. Ее стаж в социальной сфере составляет 17 лет. К этой же группе можно отнести Ольгу Алексеенко – тоже весьма опытного работника. Под руководством Марины Григорьевны трудятся главный специалист Ольга Визер, ведущие специалисты Яна Соколюк и Светлана Лаврова. Девчата, хотя и молодые, но все очень хорошо знают население, что так важно в нашем деле.

Группой выплат руководит Наталья Евграфова – ветеран отдела, она работает в соцзащите с 2003 года. С нею над формированием всех начислений трудятся главные специалисты Роман Титов, Наталья Умецкая, ведущий специалист Ольга Кельм. Плюс наш водитель Олег Степочкин, без которого мы как без рук – он и автомобилем управляет, и курьер, и рабочий в одном лице.

Что я могу сказать о наших работниках? Всех их отличает не просто формальное отношение к своему труду, они любят работу, ответственные, доброжелательные к людям.

– В чем это проявляется?

– Во всем. В том, например, как встречают клиентов специалисты группы приема. Их задача – назначить посетителю все возможные меры социальной поддержки. Для этого они подробно расспрашивают, как живет человек, какие у него проблемы и трудности. Хочется помочь как можно больше. Мы рассказываем ему, какое законодательство в Сахалинской области в части предоставления соцподдержки, на что люди имеют право. Помогаем собрать документы. Приходит, к примеру, женщина, говорит, что родила ребёнка, и в группе приема у нее принимают стопку заявлений сразу на все меры помощи, которые ей положены. И потом за каждого клиента наши девочки беспокоятся, звонят, напоминают, если он забыл забрать справку, подать все бумаги в срок.

Группа выплат тоже активно взаимодействует с населением. Специалисты работают как пчелы. Практически ежемесячно наши выплатники, перед тем как сформировать все необходимые суммы, работают без отдыха. И клиенты любят к нам ходить! Особенно пожилые. Многие приходят просто поговорить. Молодежь в курсе всего, хорошо осведомлены через соцсети. А вот с пожилыми другой подход. Бывает, найдут какую-нибудь новость по линии соцзащиты в сети и приходят уточнить. Есть бабушки, наши постоянные клиентки, которые звонят просто спросить, как дела, поздравить с праздником. Спрашивают: «А ты в отпуск сходила? Как отдохнула? Передавайте привет девочкам!». В праздники у нас бывает шквал звонков – звонят, поздравляют. Конечно, сейчас прием идет по записи, тем не менее, когда к нам приходят люди, мы всех принимаем, никого не торопим. Некоторые меры соцподдержки носят беззаявительный характер, но наши клиенты говорят: пока ходим – будем ходить

– Должно быть, чтобы работать у вас, надо обладать набором определённых качеств.

– В первую очередь, надо доброжелательно относиться к людям, нужно уметь слушать и слышать их. О себе могу сказать, что людей люблю, особенно старшего поколения. Наверное, так всегда было. 23 года отработала в Пенсионном фонде РФ, где, будучи руководителем клиентской службы, постоянно общалась с посетителями.

Когда, устраиваясь начальником центра соцподдержки, я пришла на собеседование к министру социальной защиты, она задала мне вопрос: «Вы готовы к работе в режиме 24/7». Я ответила, что да, готова. В 17.15 формально у меня заканчивается трудовой день, но фактически я всегда на связи, мне всегда могут позвонить – проконсультирую, дам ответ.

– Наверное, нужно быть терпеливым. Как не зачерстветь на такой работе?

– Порой бывает сложно, ведь в день у нас проходит около 50 посетителей. А бывает и сто! Все приходят со своими проблемами. Но когда помогаешь человеку, а в ответ видишь блеск и радость в его глазах, когда он приходит в офис унылый или нервный, бросает документы, а уходит довольный и уже расслабленный, благодарит тебя… Наверное, эта отдача, обмен энергией и дают силы, желание работать.

– Да, это хороший стимул. Спасибо за интервью, Евгения Витальевна, с наступающим профессиональным праздником вас и ваш коллектив!

Авторы:Зоя Слежакова