В советское время, когда существовал рыболовецкий колхоз «Восток», и его маломерные рыболовные суда постоянно выходили в море, протока была глубокой. Сейчас же, как говорит председатель семейной родовой общины КМНС «Чамн» Алла Кавозг, это место настолько обмелело, что в отлив его можно пройти пешком. Разумеется, главные причины того, что горбуши и кеты у нас становится с каждым годом всё меньше, очевидны – это процветающее браконьерство и активный промышленный лов. Но, может быть, какая-то часть лосося просто-напросто не может войти в Ныйский залив, спрашивают нивхи.
Мы адресовали этот вопрос руководителю «Экологической вахты Сахалина» Дмитрию Лисицыну и услышали от него, что обмелевшая протока не имеет никакого отношения к проблеме опустевших нерестилищ севера Сахалина. Лосось – сильная рыба, которая обладает настолько мощным инстинктом размножения, что, направляясь на нерест, способна пройти перекаты глубиной 10-15 см. Это одно из её самых ярких природных особенностей. Иное дело – рыболовецкие суда с низкой посадкой.
Что касается дноуглубительных работ, их проведение возможно лишь в крайних случаях. На Сахалине таковые велись в 2012 году, когда протока, соединяющая озеро Изменчивое и Охотское море, была полностью занесена песком. В водоеме резко повысился уровень воды, началось её опреснение и загнивание, что, в свою очередь, привело к массовой гибели ценных видов водных растений и животных. Ныйскому заливу такая катастрофа не грозит.
Дмитрий Лисицын посоветовал ногликским представителям КМНС Сахалина взять на вооружение опыт аборигенов Приамурья. У них были похожие проблемы: кета перестала заходить в Амур и его нерестовые притоки. Тогда Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края организовала общественный мониторинг рек и в конце концов добилась ограничений на промышленный лов в бассейнах Амура и Амурского лимана. Контроль со стороны местных волонтёров весьма эффективен и в борьбе с браконьерами, среди которых, в нашем и особенно Тымовском районе, по словам руководителя «Экологической вахты Сахалина» Д. Лисицына, есть те, что «крышуются» сотрудниками правоохранительных органов.
– Ну и, конечно, надо начинать с себя. Прекратить сдавать рыбу тоннами перекупщикам, иначе будет, как в Хабаровском крае, где кету не поймаешь даже на уху, – добавил эколог.