«Призывной наряд» даже перевыполняем»

19 февраля 2022, 10:07Общество
Фото:

Как проходит в районе призыв в армию, нет ли проблем по набору, есть ли у рядовых понятие «защищать родину» – об этом и о другом – беседа с военным комиссаром Ногликского района Сахалинской области Сергеем Завгородним.

– Сергей Михайлович, кто сегодня служит в армии? 

– Юноши с 18 до 27 лет. 27 лет и один день – уже не можем отправить, заканчивается призывной возраст. Служат граждане РФ, годные по состоянию здоровья после прохождения медицинской комиссии. 

– Как проявляют себя в армии парни из нашего района? За два года вашей работы в Ногликах были ли с ними какие-то сложности?

 – Ни одного нарекания ни на одного призывника при мне не поступало. Показывают себя ребята хорошо. Вообще правильнее их уже называть военнослужащими. Ведь после отправки из областного сборного пункта приказом им присваивается воинское звание «рядовой». 

– Где служат наши солдаты? 

– Чаще всего по Дальнему Востоку – в Южно-Сахалинске, Аниве, Хомутово, Дачном, Владивостоке (на флоте). Некоторые ребята изъявляют желание заключить контракт и продолжить службу в Вооруженных Силах РФ. Так, у нас даже на Корде есть местные, по контракту.  

 – А на флоте сколько служат? 

– Тоже год. В восьмидесятых было так: три года в Морфлоте, в остальных частях – два. А еще раньше и по пять лет служили, давно. 

– Сергей Михайлович, как вы считаете, оправданно ли сокращение срока службы до 12 месяцев? Этого хватает для хорошей подготовки? 

– На мой взгляд, – маловато. За год курс молодого бойца успевают пройти, это да. Но боевое слаживание подразделения за такой период вряд ли произойдет. И еще моменты. Вооружение и техника обновляются. О них нужно знать не понаслышке. Как можно, например, освоить профессию акустика подводной лодки за год? Даже отсек в ней за этот период не изучить. Да и привить любовь к оружию не успевают. Хотя бы был один год и шесть месяцев.

– А как это: любовь к оружию? Разве её можно привить?

– Конечно.

– И каким образом? 

– Это означает знать и уметь как бережно относиться к своему оружию, хорошо им владеть, оно должно быть пристрелянным, чтобы метко попадать. А обкатка техникой? Сидит рядовой с гранатой в окопе – над ним проезжает БМП, то есть боевая пехотная машина (легкий танк). Надо научить военнослужащего, чтобы при этом не было страха.

– Думаю, это действительно страшно. Танк над головой…

– Кому-то, может, и так. Мне не было страшно. Ты же нагнулся в окопе, он тебя не заденет.

– Есть ли у нас горячие точки?

 – По призыву военнослужащих туда не направляют. Там – только по контрактам.

– А где у нас горячие точки? Сирия?

– Да. Еще можно добавить службу по контракту в Таджикистане. Там дислоцируется наше вооружённое формирование. Один месяц идет за три. В Арктике по контракту – тоже один за три. 

– Есть ребята, которые выбирают военные профессии?

– В прошлом году поступили в Краснодарское высшее военное училище Илья Шуклин и в Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище Антон Добродомов. Учиться там четыре-пять лет. Оба поступили после школы и там же сразу службу проходят, становятся курсантами. Со второго курса с ними заключат контракт на время учёбы и на пять лет – после обучения. Полностью на гособеспечении – питание, обмундирование, паек, выплачивается денежное довольствие как военнослужащим по контракту. 

Также и призывник после трех месяцев службы может заключить контракт на три-пять лет. И ему уже будет идти выслуга лет. На Сахалине – один месяц идёт за полтора, на Курилах – за два. Плюс паёк, денежное довольствие, оплата проезда в отпуск и т.п.

 – Сергей Михайлович, какие задачи сейчас решаете в военкомате, чем занимаетесь?

– Первоначальной постановкой граждан на воинский учет – с 16 до 17 лет. Происходит отбор – документов, профессионально-психологический. А затем ребята проходят медицинскую комиссию для определения категории годности. У нас она будет 24 февраля и 5 марта. 

– Нет ли с этим проблем?

– Юноши учатся в школе, в поле нашего зрения. Проводим разъяснительную работу. Приходят в военкомат, становятся на учет. Служить в армии, защищать Родину – конституционная обязанность. С 18 лет – автоматически призывник. Отсрочка – если где-то учится. Год прослужить – это немного. И все дороги открыты. Имея военный билет – можно устроиться работать в любую структуру. Не будет препятствий. Работодатели ценят тех, кто служил в армии.

Но есть единицы, кто стремится «откосить». Вот сегодня вернулся с заседания суда – не согласен призывник с вынесенным решением медицинской комиссии по категории годности.

 – И как, выигрывает?

– С 2019-го при мне – только один подал в суд. О выигранных судах примеров не знаю. Также мы направили два материала в следственный комитет – за уклонение от воинской службы. 

– Но ведь сейчас нет дедовщины?

– Такого беспредела, как в 90-е, конечно, нет. Сейчас везде видеокамеры, контроль ужесточен.

 – В ДОСААФ призывников направляете на учёбу?

– Увы, нет. Хорошее было дело. Раньше в Александровске-Сахалинском за три месяца обучения готовили специалистов – механиков, водителей категории В, С. К сожалению, школа там закрылась. Сейчас в Южно-Сахалинске есть ДОСААФ, но жилье там на время учёбы не предоставляют. Если кто-то желает проучиться и ему есть где жить – направляем с удовольствием. 

– План есть по призыву?

– Весной и осенью всегда приходит призывной наряд. В прошлом году – на семь человек.

– Так мало? 

– Было и по пять раньше. Мы, можно сказать, перевыполнили. Восьмерых отправили служить, плюс двоих – по контракту.  Это кажется, что мало. Но в Ногликах недостаточно призывных ресурсов. Многие уезжают на обучение и проходят службу там, или вообще не возвращаются в район.

– Тогда откуда набираете?

– Школьники могут сразу попасть в армию. У них есть выбор – получить в вузе отсрочку, или после девятого класса поступить в техникум, где на время учебы тоже даётся «передышка». При этом если студента отчисляют или он переходит на заочную форму, или на другую программу обучения – то отсрочка пропадает. Также и тех, кто возвращается в район после окончания учебы, призываем.

– Сергей Михайлович, как вы считаете, присущ ли патриотизм нынешнему молодому поколению, юноши понимают, что их задача – родину защищать? Или они скорее циники?

– Ну, циники – это слишком. Думаю, они патриоты. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. В школах эта тема одна из главных, в районе есть юнармейцы. На занятиях в учебных образовательных учреждениях проходят военное дело. А уроки истории, литературы? Родина – это святое понятие. Такое понимание у ребят есть. И лично сам беседую с будущими призывниками на внеклассных уроках, а также обязательно поднимаю данную тему во время очередного набора. В этом учебном году посетил вторую школу и гимназию, выступал на встречах.

– Последний вопрос. Вы не так давно в нашем районе, до этого работали в военкомате на юге области. Как вам здесь? 

– Третий год в Ногликах. Очень нравятся. Народ – открытый, доброжелательный. Посёлок чистый, гораздо аккуратнее и приятнее многих на юге Сахалина. Просто удивляюсь: постоянно здесь идёт уборка, чистка. И дороги лучше – не надо постоянно мыть машину после поездки. Там, где я работал, шахтные разрезы. Угольная пыль. Даже сравнения нет. В Ногликах три светофора – не в каждом районном центре такое увидишь. Общественный порядок гораздо выше, криминогенная обстановка более или менее спокойная.  Крепкая спортивная база – бассейн, новый стадион, различные виды спорта развиваются. В общем – всё есть и для юного поколения, и для взрослых. Живи, учись или работай. 

Авторы:Любовь Панченко