Кошкин дом, собачий дом

25 ноября 2021, 12:42Общество
Фото:

Первому в Ногликах приюту для бездомных животных, построенному общественной организацией «Право животных на жизнь», исполнился один год.

СЕРЁЖА

– Пей, Серёжа, пей. Ох, какая жажда у нашего Серёжи!.. – приговаривает Виолетта, отпаивая из шприца-дозатора крупного черного пса.

На собаке с человеческим именем – человеческий же памперс, все четыре лапы безвольно вытянуты. Еще недавно он бегал по дворам ОГРЭ, дружелюбно размахивая хвостом двуногим соседям по микрорайону. Теперь лежит в отдельной каморке для тяжелобольных. 

Случай прозаический, рядовой в жизни ногликских зоозащитников: автомобиль сбил дворовую собаку, через несколько часов её нашли и передали волонтерам. 

 может даже скулить, боль он всё же чувствует. Так сказали на последнем приеме ветеринары. Впрочем, это понятно и без специалистов – глаза у собак выразительные.

Но Виолетта относительно спокойна: если животное не погибло сразу и может пить, значит, обязательно выживет. Воля к жизни у дворняг огромная. Нужны лишь лекарства, массаж, хорошее питание, ударные дозы внимания и заботы. А на всё это волонтеры щедры. Но вот чашка с водой пуста, подстилка чиста, с массажем на ближайшие пару часов покончено. Оставляем Серегу отдыхать, идем к остальным подопечным. А они уже заждались – лают нетерпеливо, мяукают: есть хотим, пить хотим, меня погладьте!

Председатель сахалинской региональной общественной организации «Право животных на жизнь» Виолетта Едыкина придирчиво осматривает своих подопечных: все ли целы, никто не подрался, не заболел?

Обычное начало дня в ногликском общественном приюте для бездомных животных.

ЮЛЬКА-ИЮЛЬКА

За высоким забором живут полсотни собак. Щенки носятся в вольерах, резвятся как дошколята на прогулке. Старшим положено отдельное жильё. Они степенно, не в пример восторженной малышне, разгуливают вокруг своих будок, греются на солнце в ожидании трапезы.

Виолетта вытаскивает в столовую под открытым небом десять больших ведер с кашей: 

– Обед! Сначала подростки и старики. Юлька, выходи!

На зов из дальнего уголка вылезает странное существо. Должно быть, когда-то это была красивая, справная сука, с шерстью солнечного цвета. Теперь же – псина сутулая, иначе не скажешь. Лапы врастопырку, голова низко опущена, по седой морде от глаз тянутся коричневые слёзные дорожки. 

Престарелую собаку нашли на дачах этим летом. Она передвигалась ползком, задние лапы не действовали. На шее – отчетливый след от ошейника. Видать, сидела на цепи, служила, пока могла. А потом хозяева отправили ее «на пенсию», то бишь выбросили за ненадобностью. Искать владельцев было бессмысленно, и через пару дней животное забрали в приют. Нашли в июле, потому назвали Юлькой. 

Забота и медикаменты сделали свое дело: задние лапы «пенсионерки» потихоньку окрепли. Да и сама она заметно ожила.

Юлька ласкова. Если погладишь её по голове, она будет ходить следом своей шаткой походкой, прижиматься лбом к ноге. Всё молча, деликатно, будто опасаясь показаться чересчур навязчивой.

За спиной каждого из приютских – своя невеселая история. Вот еще пара примеров. В стае двортерьеров хаски Норд выглядит аристократом: мощный, осанистый, красивый, еще совсем молодой. Но есть одно «но»…

Несколько месяцев назад в июле волонтёрам написали о том, что под Тымским мостом одиноко сидит собака. Вроде не на привязи, но не уходит. Стоял поздний вечер, когда девчата из «Права животных на жизнь» поехали на проверку. Тогда стало ясно, что пес абсолютно слеп. Кто-то вывез и бросил беспомощного питомца под мостом. Так породистый пес получил новое место жительства. 

У кошки Дымки небесно-синие глаза, характерный окрас. Почему же этой красавице пока не нашли нового хозяина? Дело в том, что спереди Дымка – чистая сиамка, а вот сзади больше напоминает курильского бобтейла. Вместо хвоста торчит огрызок. Впрочем, хозяева отказались от нее не из-за этого дефекта. Просто кошка забеременела, и ее выкинули в подъезд. Тоже, в общем-то, привычная история.

ОТ САРАЮШКИ К БЛАГОУСТРОЕННОМУ ЖИЛЬЮ

И все же общественный приют – это не собачье-кошачий эквивалент дома престарелых и инвалидов. Основная часть его обитателей – здоровые животные. Большинство – молодые собаки, попавшие сюда щенками и здесь подросшие. Скоро это резвящееся «племя младое» окончательно заматереет, и довольно просторная территория приюта станет ему тесной.

Потому строительные работы здесь не прекращаются ни на день. Виолетта вспоминает, с чего все началось. В 2016 году Елена Савенкова, инициатор и первый председатель общественной организации «Право животных на жизнь», начала обустраивать для брошенных щенков что-то вроде пункта передержки в старом сарае на ул. Гагарина. В студёные сахалинские зимы даже такой неказистый кров был спасением для десятков «отказников». Но оттуда пришлось съехать – жильцам близстоящих пятиэтажек мешал собачий лай. 

Со временем общественная организация получила по программе Дальневосточный гектар участок на окраине Ноглик. Но сразу строиться было невозможно, т.к. пустырь оказался заболоченным. Спасибо ООО «Спецавтотранспорт» и его руководителю Олегу Путинцеву – в течение 2019 года предприятие отсыпало территорию, подняло его на три-пять метров, выровняло. В 2020 году организация «Право животных на жизнь» участвовала в грантовом конкурсе от правительства Сахалинской области и стала одним из его победителей. Полученные 350 тысяч позволили начать строительство. Так что в ноябре прошлого года на гектаре появилась высокая ограда. Работа закипела.

Сегодня первый в Ногликах приют для животных выглядит вполне прилично: крепкие просторные вольеры, добротные будки из дерева, отапливаемый вагончик-сторожка, вкотором хранятся медикаменты (целый аптечный пункт!), живут кошки, установлена система видеонаблюдения. Все эти постройки возникали в течение года, на средства правительственного гранта, на пожертвования неравнодушных земляков, на деньги, заработанные волонтерами во время благотворительных ярмарок.

Неоценимую помощь в возведении приюта оказало ООО «Спецавтотранспорт».

А не так давно, рассказывает Виолетта, благодаря содействию мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сергея Камелина и помощи коллектива МУП «Водоканал» во главе с директором Александром Белозеровым, у приюта появилась своя вода. Теперь волонтёрам нет нужды привозить воду из колодца в пятилитровых бутылках – приют подключен к системе централизованного водоснабжения. Настоящее событие!

ПОКА ЕСТЬ ДОБРЫЕ ЛЮДИ

Что для волонтера работа с животными на общественных началах – отдушина или головная боль?

– Не то и не другое, – отвечает Виолетта. Слегка задумавшись, продолжает. – Скорее наша деятельность заставляет нас чувствовать себя более нужными этому миру, что ли… Помогать животным – тяжелый труд. Но людям – еще сложнее. Признаться, я бы не смогла каждый день работать с такими же больными, одинокими людьми. Для этого нужно иметь сердце, способное выдержать любое испытание.

Председатель общественной организации делится: она нашла для себя реальный способ помогать нуждающимся – заказала карту «Сбербанка» «Подари жизнь». С каждой покупки небольшой процент идет в помощь детям, больным онкологией и другими тяжелыми заболеваниями. Ей так удобно: отчисления уходят незаметно, а мысль о том, что она помогает, чем может, согревает. 

Виолетта понимает как никто: с миру по нитке – голому рубаха. Сама она уже много лет работает оператором котельной в МУП «Водоканал». Удобный график (сутки через трое) дает возможность больше времени проводить на территории приюта. Однако без благотворительных взносов от земляков, без помощи таких же как она добровольцев-энтузиастов былобы совсем тяжко. Наталья Ким, Елена Чеботарева, Ангелина Сошникова, Татьяна Шаумян, Юлия Ульянова, Елена Шабалова, София Гуржибекова, Кристина Хулап, супруги Оксана и Александр Монгуш, Лилия Липатина, Алексей Е., Александр Семёнов, Анжела Писарь, Елена Мотина, Виктория Аранова, Оксана Щербина, Диана Литвинова – без этих людей как без рук. 

Вместе получается многое: за годы существования организации «Право животных на жизнь» удалось вылечить, стерилизовать и пристроить сотни бездомных животных. В прошлом году стерилизацию прошла 101 особь, в текущем – 89. Среди них не только бездомные кошки и собаки, ведь волонтеры помогают пенсионерам, людям, находящимся в трудной жизненной ситуации – в общем, тем, кто не в состоянии самостоятельно оплатить дорогостоящую операцию своему питомцу.

Хотя поток «отказников», коробок с котятами и щенками, состарившихся и просто надоевших животных не иссякает, волонтеры не опускают руки. Потому что верят: их дело нужно обществу.

Авторы:Зоя Слежакова