Мир без звуков… так же ярок

5 марта 2020, 16:53Общество
Фото:

Саше шел пятый месяц, когда Елена Викторовна поняла, что с её ребенком что-то неладное – он совсем не реагировал на голоса. «Нарушение слуха, – подтвердили областные врачи. – Родовая трав-ма. Учитесь с этим жить».

Малышу тогда сразу оформили инвалидность, а его родители, взяв себя в руки, постарались последовать совету докторов.

СЕВЕР – ЮГ

Саша не слышал ничего, кроме самых громких и резких звуков. Человеческой речи в его бесшумном мире не существовало и, конечно же, ни в год, ни в три мальчик не смог сказать своего первого слова. В остальном он развивался, как всякий другой ребенок. В чем-то был даже внимательнее, усидчивее своих сверстников. А еще в нем с первых лет жизни чувствовался характер, упертость.

Когда у Елены Викторовны закончился отпуск по уходу за ребенком, семье пришлось столкнуться с серьезной сложностью. Не удалось добиться места в детском саду, хотя врачи областной больницы утверждали, что мальчик может посещать массовое дошкольное учреждение.

«Извините, у нас нет специалистов для работы с такими детьми», - отрезала заведующая, и переубедить ее не получилось. Двоих сыновей (Саша и его старший брат Дима) Александр Николаевич и Елена Викторовна Овчинниковы растили без бабушек-дедушек. Оба в ту пору трудились на стройке. Уволиться из передвижной механизированной колонны мама нашего героя позволить себе не могла. Нанимали няню.

Так продолжалось, пока супруги не узнали, что на Сахалине есть школа-интернат для глухих и слабослышащих детей. Правда, находится она неблизко, в Долинске. Для иногородних учащихся при учреждении предоставляются места в общежитиях. Промучившись сомнениями пару недель, Овчинниковы всё-таки решили устроить туда Сашу – тогда еще пятилетнего кроху.

Мальчик пошел в нулевой класс. Каждую неделю Елена Викторовна ездила за сыном на юг и к концу выходных отвозила его обратно. Сначала на поезде. Потом супруги купили «жигули» и курсировали туда-обратно по островной автомагистрали. Со временем Елена Викторовна узнала, что родителям детей-инвалидов полагается четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Это было очень кстати: теперь Овчинниковы могли выезжать за ребенком не в пятницу, а целым днем раньше.

Прошло 12 лет. В Долинске Сашу научили общаться посредством языка жестов, читать, писать, дали знания на уровне девятилетки обычной школы. Самое ценное, что в этом спецучреждении наш герой социализировался. В Ногликах ребята его не понимали и не желали принимать в компанию. Порой мальчик сталкивался с прямой агрессией в свой адрес. Да что там дети… Елена Викторовна не раз слышала за спиной оскорбительные комментарии от взрослых, это очень ранило.

А в школе для неслышащих Саша рос в теплой атмосфере понимания и заботы. Там он нашел настоящих друзей, с которыми до сих пор поддерживает связь. Одноклассники ежегодно видятся на встречах выпускников, мероприятиях для людей с ограниченными возможностями здоровья, порой ездят друг к другу в гости, часами общаются по видеосвязи.

- Глухие дети очень добрые, искренние. И, вырастая, в этом отношении совсем не меняются. Саша всегда старался меня чем-то порадовать. Поедем на природу – тут же нарвет полевых цветов, бежит ко мне с букетами. Его одноклассники такие же ласковые. Хотя уже столько лет прошло с момента выпуска, а при встрече на разных мероприятиях обнимаемся, как родные, - улыбается Елена Викторовна.

КОГДА ВСЁ ПО ПЛЕЧУ

В 2013 году в России стартовала реформа системы образования, согласно которой учебные заведения должны были стать доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья. В 2014-м в Сахалинском техникуме сервиса впервые открыли набор студентов с нарушением слуха и речи. Саша Овчинников вместе с девятью другими глухими и слабослышащими юношами и девушками поступил на оператора электронного набора и верстки. Учиться оказалось интересно. Юноша схватывал все на лету. Например, быстро овладел навыком слепого набора текста.

В 2015 году Александр, получив свидетельство о профессии, вместе со своими друзьями продолжил обучение в ставшем ему родным техникуме на маляра.

Еще в школе, начиная с начальных классов, Саша начал активно участвовать во внеурочной деятельности. В техникуме он тоже никогда не сидел без дела. С удовольствием выступал в танцевальном ансамбле джаз-танца «Медиам». Занятия проходили в инклюзивных группах: студенты с нарушением слуха танцевали с партнерами без подобных особенностей. Коллектив оказался популярным, его участники не раз завоевывали медали на различных сахалинских танцевальных конкурсах и фестивалях.

В Александре очень развит соревновательный дух, ему нравится бороться и побеждать. Он всегда занимался спортом и неоднократно становился победителем, призером в соревнованиях по плаванию, гиревому спорту, армрестлингу, стрельбе среди инвалидов Сахалинской области. В прошлом году наш герой привез «золото» из Москвы, вошел в национальную сборную России и в декабре принял участие в тренировочных сборах, которые прошли в Анапе.

Также Александр всегда много рисовал, любил рукодельничать. Например, ему нравится вышивать, собирать большие паззлы, деталей эдак на 1500, картины из алмазной мозаики. С малых лет любил пропадать с отцом в гараже, помогает ему ремонтировать автомобиль, в устройстве которого отлично разбирается. Как правило, у людей с отсутствием слуха или зрения хорошо развиты другие органы чувств. Так, Саша лучше других может выявить неполадку в машине, ощутив во время езды постороннюю вибрацию.

С 2016 года Александр участвует в национальном чемпионате профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». Крупномасштабное мероприятие проходило в Москве. Творческие способности, умение работать руками помогли ему проявить себя на всероссийском конкурсе. Парень стал участником компетенции «Издательское дело» и сразу занял первое место.

В следующие два года Саша занимал вторые места в чемпионатах «Абилимпикс» на уровне региона. В 2019-м молодой человек стал участником IV регионального чемпионата и снова взял золотую медаль. В ноябре прошлого года на V национальном чемпионате в г. Москва Александр стал победителем в номинации «Брошюровка и переплетное дело» и принес в копилку Сахалинской области очередную золотую медаль.

Всего в коллекции Овчинниковых – 26 медалей, множество дипломов, грамот и благодарственных писем, в том числе за волонтёрство.

МАМА САШИ: «МНЕ ТАК РАДОСТНО ЗА НЕГО!»

Глухота поддается коррекции. Овчинниковы отказались от кохлеарной имплантации («Никакого вмешательства в мозг!»). Спустя годы, проведенные в поисках подходящего слухового аппарата, Овчинниковы нашли и приобрели недешевое и довольно мощное внешнее устройство.

Елена Викторовна вспоминает: когда Саша впервые надел прибор, и вместе они вышли в коридор клиники, мимо них прошагала женщина. Юноша обернулся на цоканье каблуков, и у матери выступили на глазах слезы. Конечно, стопроцентный слух глухому человеку вернуть невозможно, но теперь Саша хотя бы может смотреть телевизор и слышит, когда к нему обращаются. Сейчас ему 24 лет, и он заново учится говорить.

- Среди одноклассников Саши есть ребята с полностью утраченной речью. Речевой аппарат Саши позволяет ему произносить все звуки, хотя и нечетко, - делится Елена Викторовна. – Так что сейчас работаем над этим. Боремся. Сыну проще по привычке показать жестом, написать, отправить текстовое сообщение. А я настаиваю: не ленись, говори словами!

Набирать словарный запас почти с нуля, будучи уже взрослым человеком, очень непросто. Допустим, Саша знает, что человек, живущий в доме напротив, – «Дядя Миша». Столкнувшись с тем, что он еще и «сосед», юноша был в недоумении.

Или вот еще пример. Когда парень захотел игровую приставку «PlayStation 4», мама призадумалась. Незадолго до этого она попала под сокращение и объяснила сыну, что сразу такую дорогостоящую вещь купить будет сложно. Но можно взять в кредит. Как втолковать столь абстрактное понятие? Елена Викторовна билась над этой задачей целый час: рисовала схемы, картинки, что-то писала, отчаянно жестикулировала. Наконец объяснила. Теперь Саша в свободное время играет в видеоигры и после каждой зарплаты аккуратно гасит ежемесячный платеж.

Несмотря на все эти трудности, наш герой ведет абсолютно нормальную жизнь. Два с половиной года назад он, при содействии местного центра занятости, устроился работать в Ногликскую районную центральную библиотеку им. В.М. Санги. Работает на полную ставку в типографии учреждения, верстает и печатает календари, брошюры и книжки. Коллеги и руководитель его хвалят.

- Хороший мальчик. Сообразительный, исполнительный, очень ответственный. Пока не выполнит задания, домой не уйдет, - отзывается директор Ольга Рожнова.

Еще обучаясь в техникуме, Александр сдал экзамены на водительские права, причем сделал это с первого раза. На самостоятельно накопленные деньги купил пусть не новую, зато крепкую и проходимую иномарку. Почти каждые выходные дружная семья Овчинниковых ездит на природу, на рыбалку.

- И самое главное, что у Саши нет никаких комплексов, - не нарадуется Елена Викторовна. – Даже не верится: такой человечище вырос!

Авторы:Зоя Слежакова