Пять лет спустя: чем запомнился седьмой созыв Сахалинской областной думы

23 августа 2022, 10:04ПолитикаФото: пресс-служба Сахалинской областной Думы

Перед выборами нового состава парламентского корпуса Sakh.online подвел предварительные итоги работы седьмого созыва Сахалинской Думы. Подробнее – в нашем материале.

Очередной депутатский корпус принял немало законопроектов и обращений в высшие органы российской власти, неоднократно заслушивал «правительственные» часы, проводил парламентские слушания и «круглые» столы, рассмотрел многие сотни различных вопросов. Произошли за это время и большие изменения в жизни Сахалинской области, к которым оказались сопричастны депутаты: введены дополнительные социальные выплаты, расширено финансирование сферы благоустройства, получили поддержку проекты губернатора Валерия Лимаренко о форсированном расселении аварийного жилья в регионе и возрождении внутренней авиации. 

Первые вопросы 

Этот созыв получил депутатские полномочия во второй половине сентября 2017 года. Уже вторично за историю островной области 28 народных избранников заняли места на пятилетний срок. Половину из них избрали по партийным спискам, а другую – по одномандатным округам. Кстати, и партии в очередной раз были представлены иначе, чем прежде: в облдуме образовали три фракции – «Единой России», ЛДПР и КПРФ. Своим председателем сахалинские парламентарии утвердили Андрея Хапочкина, а его заместителем Александра Ивашова. К «думской» статистике можно добавить также: семь депутатов являлись представительницами прекрасного пола, а 14 парламентариев взялись работать на постоянной основе.

Первая осенняя сессия вышла у сахалинских законодателей самой короткой, продлившись всего три с половиной месяца. И первое, что потребовалось решить депутатам – сформировать состав островного парламента. В нем создали шесть постоянных комитетов: по госстроительству и местному самоуправлению, по социальной политике, по бюджету и налогам, по экономическому развитию, по спорту, туризму и молодежной политике, а также по экологии и природопользованию. О том, какими проблемами занимались такие депутатские объединения, можно понять по их названиям. Примечательно другое: несколько позже здесь же возникли и рабочие группы, которые объединяли народных избранников для решения конкретных вопросов – обращения с безнадзорными животными, введения новых социальных льгот, развития агропромышленного комплекса и других.

В одном из интервью новый созыв довольно емко охарактеризовал один из старейших и авторитетных депутатов Виталий Гомилевский, который поначалу возглавлял комитет по социальной политике, а в 2021 году стал вице-спикером облдумы и главой фракции «Единая Россия». Он же и отметил, что нынешний состав обновился на 68%, причем заметно помолодел.

«Сахалинская Дума появилась в 1994 году, многих региональных законов тогда еще не приняли, доходов в бюджет поступало крайне мало, некоторые целевые региональные программы вообще не существовали, а другие толком не действовали. В нынешнем созыве я бы отметил больше конструктивизма в работе своих коллег. Благодаря выездным заседаниям комитетов в районах, парламентским слушаниям и «круглым» столам в облдуме, по-моему, депутаты полнее учитывают мнения избирателей, общественных объединений», – отметил Виталий Евгеньевич

Крупнейшей партийной фракцией, объединившей 20 народных избранников, стала «Единая Россия». И вполне закономерно, что уже на первой своей сессии депутаты созвали при ней общественный совет, где обсудили ход партийного проекта «Городская среда». Там и прозвучал впервые важный ориентир – по 260 дворов необходимо ежегодно реконструировать в островном регионе в ближайшие шесть лет.

Начало обсуждению положила заместитель секретаря регионального отделения «Единой России», председатель одного из думских комитетов Наталья Коршунова. Она напомнила: «Городская среда» – лишь один из 14 реализуемых в Сахалинской области проектов этой партии. Однако именно он является и самым масштабным, вызывающим большой резонанс у населения. Активные граждане уже создали у нас 84 ТОСа, сумев привлечь в них 23,5 тысячи островитян. Именно они в рамках общественного самоуправления решают, какие объекты создавать в первую очередь, и даже сами участвуют в последующей работе.

Естественно, местные власти старались поддержать полезные инициативы, выделяя на них из бюджета десятки миллионов рублей. И недаром слово тогда предоставили вице-мэру Южно-Сахалинска Александру Гринбергу, ведь в свое время наш областной центр вошел в тройку городов, опыт благоустройства которых признали в числе лучших муниципальных практик России. Однако, судя по выступлению Гринберга, почивать на лаврах местные власти не собирались — город рос, требования к создаваемой в нем среде у жителей тоже становились все выше. В островной столице практически ежегодно реконструировались или возникали новые общественные пространства – скверы, бульвары, спортплощадки и другие малые архитектурные формы.

Главный финансовый закон

Для новичков в облдуме, пожалуй, первым серьезным испытанием стало обсуждение доходов и расходов будущей островной казны. Главный финансовый закон области поражал не только объемом «денежной» информации, но и требовал досконального изучения бюджетных правил. Для депутатов со стажем здесь оказались иные сложности: с одной стороны, требовалось отстоять интересы избирателей своего округа, а с другой – соблюсти партийные приоритеты. Между тем, не зря говорят, что бюджет не резиновый. Скажем, в первую сессию островная казна ожидалась в объеме 102,5 млрд рублей, а на следующую весну и осень в нее планировались немалые «добавки» в доходах.

Впрочем, объективности ради сегодня стоит отметить – областной бюджет за минувшую пятилетку тоже претерпел заметные изменения. Например, в 2019 году общие расходы островной казны возросли до 183,2 млрд рублей. Соответственно, дефицит бюджета составил 3,5% от всех полученных областью доходов, без учета безвозмездных поступлений. На следующий же год планировалось, что область сможет потратить уже свыше 183,7 млрд рублей, а дефицит повысится до 5%.

Однако вмешалась пандемия, которая и сегодня продолжает не лучшим образом влиять на мировую экономику. Уже в первый год распространения ковида и вынужденного режима самоизоляции произошло сокращение работы малых и средних предприятий в целом ряде отраслей. Финансистам пришлось снизить прежний прогноз на поступление налога на имущество в региональную казну. Причем, на весьма солидную сумму – 252,7 млн рублей.

Потребовалось учесть и еще несколько факторов. Так, цены на нефть в 2020 году скачкообразно снижались. А это привело к тому, что проект «Сахалин-1» надежд на очередные доходы не оправдал. Поступления от него налога на прибыль даже снизились на 4,5 млрд рублей. Естественно, депутатам пришлось учитывать все произошедшие события при корректировке главного финансового закона области. Необходимо было внести изменения и в ряд региональных госпрограмм, поскольку та же борьба с пандемией требовала внеплановых трат на сотни миллионов рублей. И в первую очередь – на закупку дополнительных медикаментов, переоборудование обсерваторов для пострадавших от коронавируса, а также доплату медикам, работающим в «горячей зоне», и многое другое. С учетом всех проявившихся тенденций в 2021 году доходная часть островной казны планировалась уже в 156,8 млрд рублей, а дефицит – в 8,6%.

Жить стало лучше

При этом в нынешнем созыве облдумы неизменным оставалось одно – социальная направленность бюджета. Все пять лет более половины расходов островной казны тратилось на здравоохранение, народное образование, улучшение жилищно-коммунального хозяйства, культуры и другие нужды этой сферы. И все обозначенные бюджетные статьи островной парламент утверждал в тесном сотрудничестве с областным правительством, с учетом соответствующих поправок в законопроект от губернатора. Конструктивно работали с ними депутаты, например, и в прошлом году. Из принятых 121 региональных закона 64 было внесено губернатором Валерием Лимаренко.

Общие деньги сахалинцев тратились не зря. Как раз в тот год, когда к работе приступил седьмой созыв депутатов, в островном регионе выполнили программу переселения из ветхого и аварийного жилья. Досрочно справили новоселье 13,4 тысячи островитян. Областные власти тут же наметили новый рубеж – построить еще 641 тысячу квадратных метров жилья. Ожидается, что в ближайшие пять лет в современные квартиры въедут около 30 тысяч жителей.

Новостройки буквально теснятся на карте островного региона. Девятиэтажный новый корпус консультативно-диагностического центра в Южно-Сахалинске, начатый в 2019 году, намерены завершить в первой половине 2023 года. Главную автотрассу острова Южно-Сахалинск – Оха передали не столь давно в федеральную собственность, теперь ее планируют полностью одеть в асфальт к 2024 году. В прошлом году в шести районах ввели в действие рыборазводные заводы, воздвигли девять сельских амбулаторно-поликлинических организаций и ФАПов, школы и детсады в четырех муниципалитетах. И такие примеры можно перечислять долго.

В числе приоритетных направлений – социальная поддержка островитян. Выступая в нынешнем году с докладом в облдуме, губернатор Валерий Лимаренко отметил, что у нас действует самая мощная программа заботы о жителях

«Это почти 200 самых разных льгот, выплат, компенсаций по 94 государственным услугам. Из них 52 возможно перевести в проактивный режим. Человеку не нужно каждый раз подтверждать свое право на льготу, он должен получать ее автоматически», – подчеркнул губернатор.

Председатель облдумы Андрей Хапочкин отметил, что именно в седьмом созыве Думы совместная работа депутатов и правительства стала особенно сплоченной и максимально эффективной. Именно эта связка обеспечила эффективность работы властей региона, позволив им быстро и гибко реагировать на все возникающие вызовы.

«В последнюю весеннюю сессию у депутатов работы было много, с дискуссиями, спорами. Иначе – никак. Но и принцип работы депутатов оставался прежним: людей слышать! Удалось принять непростой бюджет, расширить социальные расходы области, продвинуть другие важные инициативы. Причем делалось все в тесном контакте с правительством региона, с губернатором и жителями области Только так, единой командой, можно успешно работать на благо людей», – подытожил Хапочкин.

Налоговые маневры

В первый же год пандемии губернатор Валерий Лимаренко внес в облдуму законопроекты, которые предложил рассмотреть в первоочередном порядке. Значительная их часть касалась поддержки бизнеса, причем, в основном, малого – ведь именно в нем трудятся большинство жителей региона. Причины в разъяснениях не нуждались: рухнули общепит и туристическая отрасль, снижался товарооборот в торговле, сокращались авиаперевозки – словом, негатива хватало. И все это происходило не только по стране в целом, но и в нашей области. Поэтому глава островного региона предложил «налоговый маневр», а депутаты приняли сразу несколько новых законов. Эти правовые документы касались именно отчислений, которые предприниматели переводили в областной и муниципальные бюджеты.

В их числе, например, были величина ставки, применяемой при упрощенной системе налогообложения, а также выплата за используемые предпринимателями объекты недвижимости. Достаточно заметить, что консолидированный бюджет лишь при подобных изменениях вынужденно терял за год, по предварительным расчетам, более 481 млн рублей. Главная же цель столь экстренных мер – не допустить массовых увольнений и вынужденной ликвидации части бизнеса. По словам нынешней главы регионального минфина Ольги Лопатиной, налоговые послабления затрагивали предприятия и организации, ведущие более двух десятков видов экономической деятельности.

В частности, областные власти для предпринимателей, использующих при отчислениях в бюджет так называемую «упрощенку», снизили налоговую ставку в шесть раз. Одновременно пришлось учесть: в отечественном бизнесе используется и второй вариант расчетов налоговых платежей – по схеме «доходы минус расходы». Там законодатели уменьшили ставку втрое. Конечно, подобные «налоговые тонкости» кому-то покажутся скучными. Но для предпринимателей, привыкших налоги платить, и для депутатов, следивших за пополнением бюджета, все эти детали очень важны.

Примечательно, что многие в облдуме выступали за расширение круга льготников, нуждавшихся в господдержке при пандемии. Например, глава думской фракции «Единой России» уточнил: его депутатское объединение подготовило свой список, куда внесены предприятия, занятые торговлей автодеталями, ремонтом и мойкой транспортных средств, розничной продажей кондитерских изделий и прочими позициями из ОКВЭД. Все прозвучавшие тогда предложения протокольно закрепили, чтобы их учли при подготовке следующих законопроектов.

А весной нынешнего года Запад ввел антироссийские санкции, которые наверняка повлияют и на финансовое положение области. Ведь иностранные компании прекратили свою работу в наших шельфовых нефтегазовых проектах, а именно названная отрасль и давала всегда львиную долю доходов в островную казну. Правда, им на смену по решению президента уже сейчас пришли российские компании, которые возобновят добычу. Депутаты отметили, что в нынешнем году сахалинцы еще могут позволить себе траты в 187,8 млрд рублей. Но вот новому созыву Сахалинской Думы уже осенью придется основательно подумать, где брать недостающие средства для следующего бюджета из-за весьма заметного сокращения добычи нефти и газа. Одной из возможностей компенсировать выпадающие доходы станет ставка на развитие других отраслей экономики и той же строительной сферы, инвестиции в которую обеспечивают мультипликативный эффект.

Можно много говорить о проблемах, которые пока не удалось решить. Но несомненно и другое: жизнь островитян год от года меняется к лучшему. Есть в этом и вклад нынешнего депутатского корпуса, который в сентябре, после выборов, передаст свои полномочия следующим народным избранникам. Да, много проблем предстоит решить в перспективе, но начало положено, Сахалин и Курилы встали на путь развития.