Электрохозяйство обновляется

25 июля 2022, 15:43Новости

Только минула середина лета. Но это не повод забывать о предстоящей долгой-долгой зиме. «Знамя труда» узнала, как проводится в районе подготовка к холодному времени года. И здесь первый вопрос к МУП «Водоканал»: что у нас с электрическим хозяйством? Не пора ли запасаться свечами на случай циклонов?

КТО ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ

Главный энергетик МУП «Водоканал» Юрий Яргин сразу внёс ясность: все массовые и продолжительные по времени отключения электроэнергии, которые происходили в Ногликском районе, начиная с ноября прошлого года, связаны не с муниципальным оборудованием, которое находится в хозведении «Водоканала», а с техническим состоянием линии т-522. 

Тут довольно сложная история. Воздушная линия электропередач на 35 кВ, через которую Ногликская газовая электростанция подает напряжение в населенный пункт, принадлежит ООО «ННК-Сахалинморнефтегаз». ЛЭП идет от Ноглик в Катангли, в т.ч. на промыслы. Налицо нарушения в её содержании – вдоль линии, которая стоит еще с советских времен, нужно своевременно убирать деревья, чтобы в непогоду они не падали на провода, создавая короткие замыкания. Ведь в таких случаях срабатывает защита на НГЭС, на трансформаторных подстанциях, выходит из строя оборудование. И беда не только в этом. В прошлом месяце очередной ствол упал на линию в районе старого кладбища. Произошло возгорание, загорелся лес. К счастью, пожар удалось затушить до того, как он распространился на большую площадь. 

Впрочем, как мы выяснили из других источников, нефтяники все же принимают меры по устранению нарушений. Здесь есть свои трудности – чтобы сделать просеку длиной около 16 километров на заболоченной кое-где местности, требуется очень много средств и техники. Самое неприятное, что, возможно, катанглийцам придется посидеть без электричества какое-то время, пока ООО «ННК-Сахалинморнефтегаз» будет проводить ремонтные работы на линии. Но это неудобства, от которых никуда не деться, иначе аварии так никогда и не прекратятся.

СВОЕВРЕМЕННАЯ ПОКУПКА

– В рамках своей компетенции качество и надежность подачи электроэнергии мы обеспечиваем. И в этом плане за первую половину лета, традиционного периода подготовки к зиме, было сделано многое, – комментирует Юрий Игоревич.

Здесь одно из самых важных событий – это, конечно же, приобретение и установка нового трансформатора на подстанции (ТП) «БАМ», где электроэнергия преобразовывается почти для всего районного центра (за исключением микрорайона Ноглики-2 и частично УЖД, там действует трансформаторная подстанция «Промбаза»). Это большая часть населения Ноглик, все предприятия и социально значимые службы, все котельные. 

В мае внимание местной общественности было привлечено к ТП «БАМ», где работали два трансформатора, привезенных в 2015 году из Биробиджана. Во время очередного циклона один из них сломался – вследствие короткого замыкания на ЛЭП с громкими хлопками вышли из строя высоковольтные перемычки. 

Как показала проверка, виной всему был заводской брак. Ненадежное оборудование демонтировали и отправили «на пенсию». Второй же трансформатор оказался нормальным, он останется на подстанции в качестве резервного.

Порча столь значимого агрегата стала бы серьезной проблемой для муниципалитета, но, к счастью, в конце прошлого года МУП «Водоканал» заказал за шесть миллионов рублей (деньги, выделенные администрацией МО «Городской округ Ногликский» из местного бюджета) новый трансформатор. 

Приобретение было весьма своевременным: в конце зимы на том же заводе стоимость устройства выросла в два с лишним раза!

Похоже, антироссийские санкции повлияли не только на цены техники, но и на логистику, полагают работники МУП «Водоканал». Потому трансформатор добирался до нас из дружественного Казахстана не 30 дней, как это бывало прежде, а целых три с половиной месяца.

«РАБОТЫ ХВАТАЕТ»

Но вот ценный груз общим весом в 13 тонн дошел до Ноглик. Его собирали в течение нескольких дней. Установкой трансформатора занималась бригада электромонтёров «Водоканала» под руководством старшего мастера Михаила Демидова. Корреспондент «Знамени труда» побывала на подстанции «БАМ», поглядела на работу оперативно-ремонтного персонала. 

Летом у этого участка дел хватает. Ведется техобслуживание всего электрохозяйства – весьма обширного, поскольку всего в районе 73 мелкие подстанции плюс три ТС на 35/6 («БАМ», «Промбаза» и подстанция в селе Вал).

Идет обновление сетей – в этом году планируется замена 800 метров линий электропередач.

Как обычно, то там, то здесь по городскому округу устанавливаются новые опоры ЛЭП взамен старых, подгнивших. Михаил Демидов указывает на столбы, аккуратно сложенные на территории подстанции. Запас всегда есть, говорит старший мастер. Бетонные опоры поступают к нам из Южно-Сахалинска, деревянные – из Ныша, Тымовского района. 

Также электрики занимаются пропиловкой ЛЭП. 

Между делом поговорили о наболевшем. Сидеть без электричества нам, потребителям, не очень-то приятно – скучно, муторно, ни телевизор посмотреть, ни чаю из поттера попить. Еще и мобильные разряжаются. А каково переживать отключения электрикам? 

Этот год был тяжелым, констатирует Михаил Демидов. Зима, весна выдались вьюжными, беспокойными для работников ЖКХ. Из последних случаев, когда приходилось трудиться на износ, он вспоминает тот мощный буран, накрывший север Сахалина в середине мая. Тогда электромонтеры вкалывали без передышки почти двое суток. 

– Мы как выехали с электриком Андреем Кудриным в 22.00 устранять последствия аварии, так и трудились до утра, а потом еще целый рабочий день. Сначала искали место, где упала линия. Нашли в пролеске, за улицей Мостовой. Там, опять же, на провода рухнуло дерево, завалились столбы. Пришлось в темноте, под снегом с дождем работать на высоте в автовышке, – рассказывает старший мастер. – Конечно, это сложно и опасно. Мы стараемся минимизировать риски: если видим реальную опасность для жизни и здоровья сотрудников, работу приостанавливаем, ждем, когда хотя бы немного утихнет ветер. Но такие паузы длятся недолго – нельзя оставлять район без электроэнергии.

Сейчас почти у каждого есть доступ в интернет, соцсети. Я спросила, как электрики реагируют, когда во время бурана народ начинает обвинять их в перебоях в подаче электроэнергии. 

– Поначалу да, задевало, – признается Михаил Демидов. – Но людям не докажешь, что наша бригада не бездельничает. Они не понимают, чего стоит ком-мунальщикам восстановить линию в ночь, в непогоду. Так что сейчас уже даже не смотрю, что там пишут в группах «вотсап». Да и некогда в такие моменты заглядывать в соцсети и мессенджеры.

Под конец беседы мы снова немного поговорили о новоприобретении. Идет обновление хозяйства, что всегда радует, говорит старший мастер. Тем более, новый современный «гаджет», купленный по столь выгодной цене, действительно хорош. Среди его преимуществ – автоматическая регулировка напряжения. А это гарантирует стабильную работу при скачках напряжения, которые у нас, к сожалению, не редкость.