В большей мере работа этих людей остаётся незаметной для жителя района, но это тяжёлый труд как командный, так и каждого в отдельности.
Для островного региона, в том числе северной части, с её непростым и непредсказуемым климатом и некоторыми особенностями рельефа (лесами и болотами) содержание дорог всегда связано с определёнными трудностями. Тем не менее, наши дорожники трудятся в любых условиях, конечно, если это не представляет угрозы жизни и здоровью.
Сразу оговоримся, что «Ногликский Дорожник» не занимается строительством и ремонтом дорог, в том числе асфальтированием федеральной трассы. Это в компетенции министерства транспорта Сахалинской области и его подведомственных организаций по контракту.
«Знамя труда» уже сообщала, дорогу Южно-Сахалинск – Ноглики полностью заасфальтируют до конца 2024 года. Как отметил губернатор Валерий Лимаренко: «Сегодня две трети дорог в Сахалинской области находятся в грунтовом исполнении, это то наследство, которое досталось нам. Для нас важно, чтобы в твердом исполнении были и региональные, и федеральные, и муниципальные дороги. Сделать это можно только при поддержке федерального центра. Сейчас мы формируем долгосрочные планы по развитию автодорожной сети, привлекаем средства из вышестоящих бюджетов, финансово помогаем муниципалитетам приводить их дороги в порядок. Прямо сейчас мы совместными усилиями приводим в порядок и закатываем в асфальт трассу Южно-Сахалинск-Оха. После её завершения планируем приступить к другим стратегическим направлениям».
После выполнения намеченного «Ногликскому Дорожнику» будет легче обслуживать федеральную трассу.
В канун профессионального праздника журналист встретилась с главным инженером АО «Ногликский Дорожник» Алексеем ГУРЬЯНОВЫМ.
– Алексей Викторович, за последние два-три года появились какие-либо нововведения в работе предприятия?
– Да, совсем недавно – с 30 сентября – мы стали акционерным обществом (ранее государственное унитарное предприятие). И около трёх лет назад нам вверено содержание части федеральной трассы Южно-Сахалинск – Оха. Границы нашего участка – от Тымовского района до села Вал. Но от Вала до Охинского района дорогу обслуживает другое предприятие. Постепенно государственные унитарные предприятия Сахалинской области, непосредственно занимающиеся содержанием дорог, реорганизуются в АО.
– Как это повлияет на внутреннюю деятельность подобных предприятий, в том числе «Ногликского Дорожника»?
– Существует федеральный закон о преобразовании всех МУП и ГУП в акционерные общества. Пока такая мера слабо ощущается, потому что прошло совсем мало времени. Но этот шаг не обозначает реорганизацию под её привычным пониманием и всем, что за этим следует. Проще говоря, это смена наименования и, соответственно, устава, печатей, многочисленной документации, реквизитов предприятия и другого.
– Есть ли особенности дорог в Ногликском районе?
– Пожалуй, есть одна, но временная. Часть подведомственной нам федеральной трассы сейчас в грунтовом исполнении. Это от реки Томи до села Вал. Такое положение дел накладывает определённый отпечаток на деятельность. Конкретнее – зимнее и летнее содержание (обеспыливание, заделка провалов и просадок), в отличие от асфальтированной части трассы.
Внесём важное уточнение: содержанием дорог в городской черте занимается управляющая организация «Ноглики», а за пределами посёлка – АО «Ногликский Дорожник». Как указал А. Гурьянов: «Условно говоря, от границ с Тымовским районом до заезда в аэропорт и от Охинского перекрёстка до с. Вал». И ещё о границах: в ответственность АО «Ногликский Дорожник» входит содержание федеральной трассы и обочин с обеих сторон, также полосы отвода этого участка, в том числе сооружений на ней (водопропускных труб и мостов). Примером послужат дорога и проезды в дачном массиве. Их обслуживает МУП «УОН». Также в ведении управляющей компании дороги в черте Ноглик и сёл района – улицы и переулки.
– В таком случае давайте внесём ясность для наших читателей – что входит в обязанности АО «Ногликский Дорожник»?
– Сотрудники предприятия должны обеспечивать круглосуточный безопасный проезд по федеральной трассе, независимо от времени суток и сезона. К обязанностям относится замена повреждённого барьерного ограждения на новое, замена стоек и щитков дорожных знаков, содержание мест отдыха участников дорожного движения и т.д. Образование снежных валов и гололёда не допускается. Подчеркну, что это касается и асфальтобетонного, и грунтового дорожных покрытий. То есть как только присыпало снегом, сотрудники сразу выезжают его убирать. Также летом – монтаж сигнальных столбиков на поворотах, опасных участках и демонтаж глубокой осенью, замена светоотражателей (катафотов) на барьерных ограждениях, если они пришли в негодность. Кроме того обеспыливание трассы, заделка трещин и провалов, замена элементов автомобильной дороги, их окраска, нанесение разметки на некоторых участках и т.д. Далее в обязанностях АО – ямочный ремонт асфальтового покрытия. Если это грунтовый участок – опять же засыпка, закатывание и трамбование провалов и просадок.
– Сколько километров составляет отрезок федеральной трассы в нашем муниципалитете?
– 116 км – участок в Ногликском районе.
– Наверняка на такой протяжённости работ предостаточно.
– Конечно, все представляют себе обслуживание дорог лишь приблизительно. Деятельность не прекращается, свою работу мы выполняем. Тендер на содержание всей федеральной трассы выиграла частная компания – тоже акционерное общество. Она распределила участки трассы по муниципалитетам. По заданию этого акционерного общества «Ногликский Дорожник» обязан содержать свою часть дороги. Сюда входят работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них (например, мосты и ограждения), их покраска, покос травы у дороги и, если это необходимо, откачивание воды из дождеприёмных колодцев.
Для многих станет неожиданностью, что ногликские дорожники обслуживают также площадки для отдыха вдоль трассы Ноглики – Горячие Ключи и вывозят мусор из баков, расположенных вдоль участка автомобильной дороги. Оказывают услуги по выполнению перечисленных работ для других предприятий и населения, занимаются разработкой песчано-гравийной смеси и изготовлением асфальтобетонной. Предприятие не имеет подведомственных организаций .
– Образно выражаясь, «Ногликский Дорожник» обеспечивает безопасность и удобство пользования федеральной трассой?
– Условно говоря, да. Мы работаем в соответствии с нормативными актами РФ, строительными нормами и правилами, ГОСТами.
– Алексей Викторович, как обстоят дела с техникой?
– В автопарке более тридцати единиц, для работы имеется всё. Есть и землеройная, и тяжёлая дорожная техника – грейдеры, экскаваторы, катки, асфальтоукладчики, кран-балка, погрузчики и другое. Если есть возможность, по заявке и договору предоставляем технику в аренду – бульдозеры, погрузчики и подобное. Также у нас имеется свой карьер по добыче песчано-гравийной смеси. Оттуда мы должны брать не менее 75 000 кубов в год. Это количество добываем, складируем на двух базах. Кроме того, продаём предприятиям и организациям, в том числе, строительным.
– А «Дорожнику» не приходится брать в аренду технику?
– Берём только для выполнения специфических задач. Например, парогенераторные установки, большегрузную технику.
– Большая ли разница в работе по сезонам? Сложнее летом или зимой?
– Конечно, есть различие. В летнее время проще и приятнее по температуре и экипировке. Но всегда значительный минус – деятельность в отдалённости от населённых пунктов и потенциальная опасность от диких животных, особенно – медведей. В целях безопасности машина находится поблизости, сотрудники проходят ежедневный инструктаж, у них есть необходимые средства отпугивания, также репелленты от насекомых. Зимой тоже свои недостатки. Главный из них – холод. А сам процесс работы не сильно отличается в тёплый и холодный сезоны.
– Есть ли какие-то проблемы, которые хотелось бы решить в ближайшее время?
– Проблема общая, не только для нашей организации. Это нехватка кадров. Конкретно в «Дорожнике» – недобор механизаторов именно на сегодня.
– Может, поделитесь планами на будущее?
– В наше время планировать на долгий срок – неоправданно. Тем не менее, на сегодняшний день у нас заключены контракты по содержанию дорог и мостов, их действие продлится до середины 2025 года. Это значит, что мы имеем перспективу и продолжим вышеперечисленные работы. Есть уверенность, что аналогичный договор и далее подпишется ещё на три года. Раньше процедура заключения сделок предполагала срок лишь на один год. Сейчас же на три, поэтому сотрудники предприятия могут чувствовать себя уверенно и знать о перспективах в рамках этих трёх лет.