

Первый день был посвящён искусству и традиционным занятиям северосахалинских народов. В хореографическом зале собрались ученики первого класса.
Наталья Санги провела для ребят урок нивхского танца, основанного на движениях и повадках животных, обитающих в нашей местности. Как известно, островные народы издревле по-особому относились к природе, одушевляя её.
Нивхи видели в медведе не просто грозного жителя леса… Это был своеобразный культ, символ сакральной связи человека с миром природы. Пластика косолапого зверя отражена в национальном нивхском танце, где движения хоть и узнаваемы, но более изящны и плавны.
Именно таким танцевальным этюдам учила первоклассников Наталья Васильевна Санги. Она объяснила детям, почему в танце важен образ медведя, а затем перешла к практике. Для малышей используется особый подход и упрощённые термины — чтобы было понятнее и интереснее.
Пластично и легко педагог показала, как двигается медведь в разных ситуациях лесной жизни. Девочки неспешно и старательно повторяли за ней движения.
Для мальчиков были подготовлены другие элементы, также связанные с бытом коренных народов: они изображали езду в упряжке и игру на бубне.
Конечно, не все смогли сохранить концентрацию из-за возраста, но после занятия Наталья Васильевна отметила, что несколько ребят очень тонко почувствовали технику и уверенно её повторяли.


В последующие дни ребята изучали декоративно-прикладное искусство нивхов – девушки из девятого класса вышивали бисером национальный орнамент на салфетке. А семиклассницы расписывали подвеску.
Ирина Каргина поделилась, что вышивать узор непросто, но интересно. Учитель технологии Надежда Карпова прокомментировала: «Орнамент девочки изучали и раньше, воображение способно увидеть в нём волну, лес или рыбу. У нивхов цвет определяется по сезону и исполнению, но оттенок всегда – природный. Для элемента орнамента взяты синий и зелёный – черника в тундре».
Парни участвовали в мастер-классе от Юрия Левкуна – изготавливали погремушку из дерева и бересты с мембраной из рыбьей кожи. Для звучания заранее заготовленная туба наполняется мелкими камушками.
Усвоенные знания школьники продемонстрировали презентацией, где рассказали о ремёслах, обычаях, кухне и нарядах коренных северных народов.
С помощью литературного часа обучающиеся погрузились в мир сказок и историй, узнав о жизни и природе через произведения нашего земляка Владимира Санги и других авторов.
Для разминки и азарта прошло знакомство с национальными видами спорта по мастер-классу от Натальи Санги.


Завершающий третий день стал театральным. Кукольную постановку сказки «Теремок» (на нивхском) показали четвероклассники для зрителей помладше. Представление с подопечными готовила учитель уникального языка Наталья Санги и рассказала, что дети гордятся знаниями. Занятий, которые проходят один раз в неделю, они с нетерпением ждут. Наталья Васильевна даёт уроки в игровой форме, что способствует запоминанию и вызывает интерес у младшего поколения. «Скоро отправимся на конференцию «Родная речь» в Южно-Сахалинск, где мои ученики представят доклады на нивхском».
Библиотекарь Анастасия Балабина устроила для детей показ мультфильмов на нивхском и русском языках.
На торжественном закрытии участницы клуба «Нивхинка» для полного зала дали спектакль по сказке «О рыбаке и рыбке», сорвав овации. По завершении церемонии учащимся и их наставникам вручили грамоты и благодарственные письма.
Культура коренных малочисленных народов Севера отражает историю островного региона, непростые способы адаптации аборигенов к суровым климатическим условиям. Пробуждает и поддерживает уважительное отношение к природопользованию. Сохранение национальных традиций помогает глубже понимать прошлое. А неповторимое этнокультурное разнообразие обогащает нас новыми ценностями и взглядами.