

В преддверии даты редакция пообщалась с заведующей детским садом «Светлячок» Ларисой ИГУМНОВОЙ, которая открыто ответила на все вопросы журналиста.
– Почему выбор профессии пал на дошкольное образование?
– В детском саду я оказалась не так сразу, это не было моим прямым выбором. Сначала, в течение нескольких лет работала по специальности учителем труда в СОШ № 2. Затем мастером производственного обучения в муниципальном училище около трёх лет. Далее в филиале Тымовского профтехлицея – старшим мастером производственного обучения, потом заведующей филиалом. После сокращения пришла в филиал южно-сахалинского промышленно-экономического техникума методистом. А через год после открытия нового «Светлячка», в 2013 году, заняла вакансию заместителя заведующего по воспитательно-методической работе. В этой должности была до 2019-го. Предшественница ушла на заслуженный отдых, и только тогда я стала заведующей учреждением.
Собеседница отмечает, что не является изначально дошкольным специалистом, но успешно адаптировалась в новой профессиональной среде.
– Лариса Сергеевна, из скольких человек состоит коллектив и как можете охарактеризовать команду сотрудников?
– Состав большой, начиная от младших сотрудников до старших воспитателей. В целом порядка 60 человек, включая технический, учебно-вспомогательный и педагогический персонал. Педагоги и младшие воспитатели держатся стабильно. Редко происходит уход на пенсию, педагогический состав постоянен. Вообще, коллектив очень работоспособный, активный и грамотный.
По крайней мере, конкуренцию мы держим. Стараемся всегда быть первыми. Участвуем во многих конкурсах и мероприятиях. Вся работа направлена на детей и их родителей. Стремимся сделать жизнь воспитанников яркой, насыщенной, и чтобы их родители не скучали. Педагоги, саморазвиваются. Большинство из них обучаются дополнительно, проходят курсы повышения квалификации.
– К слову, какое образование у воспитателей?
– По большей части средне-специальное. Это училище, колледж. Есть педагоги с высшим образованием. Воспитатели и специалисты имеют высшую квалификационную категорию и первую.
– Педагоги все с солидным стажем или есть молодые кадры?
– В этом году мы приняли молодого специалиста после педагогического колледжа, так как один воспитатель с богатым опытом отправился на заслуженный отдых. Два сотрудника имеют стаж до пяти лет, остальные не менее десяти и двадцати лет. Трудятся и те воспитатели, у которых уже более, чем сорокалетний опыт.
– Удивительный срок! Если деятельность воспитателей примерно ясна, то у заведующей – не так очевидна. Какие у вас ежедневные задачи?
Для Ларисы Сергеевны – вопрос не новый.
– Как-то сын просил о том, в чём заключается моя работа? Заведующей детским садом ежедневно приходится решать широкий спектр задач: обеспечение качественной организации образовательного процесса, создание комфортных условий пребывания детей и эффективное управление персоналом. Необходимо организовать весь процесс, не только учебный. Задач здесь много: во-первых, чтобы все были на рабочих местах вовремя. Как руководителю, мне нужно убедиться – всё ли функционирует, к примеру, на пищеблоке или в группах. Своевременно ли завезены продукты и так далее.
Заведующий, как правило, это большой хозяйственник. Главный человек, который должен обеспечить условия и проконтролировать, всё ли это работает. Порой у руководителя даже не хватает времени пообщаться с коллективом. Бывает большая загруженность с документами.
– Нет пятиминуток или коротких собраний?
– Регулярно. Например, когда возникают спорные вопросы или нужно донести срочную информацию. С недавних пор очень удобным стало использование мессенджеров, где мы можем быстро оповестить друг друга и решить вопросы.
– Расскажите о федеральных и региональных проектах, которые реализуются в детском саду.
– Раньше воплощалось много проектов. Но с уходом компаний, которые помогали нам материально в целях реализации идей, они прекратили существование.
– Но ведь есть же проект «Дошколята играют в футбол»…
– Это уже как последствия. Именно благодаря нашему проекту зародилась традиция ежегодных районных соревнований по мини-футболу среди детских садов. Каждый год дети активно участвуют в турнирах, демонстрируют свои умения и укрепляют командный дух. Наш детский сад гордится тем, что внёс вклад в развитие массового футбола и заложил основы для будущих успехов юных спортсменов.
Кроме того, мы стали участниками известного всероссийского конкурса «Футбол в школу», подтвердив высокий уровень подготовки наших малышей и качество физического воспитания. Участие в таком престижном мероприятии позволяет детям поверить в собственные силы и осознать важность регулярных тренировок. Особенную благодарность хочется выразить инструктору по физической культуре Татьяне Алексеевне Рыжковой. Её энергия, талант и творческая увлеченность сделали огромный вклад в успех проекта. Благодаря ей ребята получили возможность развиваться физически и эмоционально, осваивая новые спортивные навыки и раскрывая потенциал своей активности.
– Наверняка есть ваши локальные – детсадовские проекты.
– Конечно. Педагоги самостоятельно создают их. Например, по 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Старший воспитатель собирала по крупицам данные и, как наглядный экспонат, история подана в виде большой книги, которая размещена в холле на втором этаже. Совместно с центральной библиотекой собраны исторические материалы по нивхам и другим представителям коренных народов Севера, участвовавшим в войне 1941-1945 годов. Некоторые материалы предоставлены муниципальным краеведческим музеем.
Кроме того, к 80-летию Победы воплощено множество других идей. Это и семейный архив, и проведение тематических мероприятий.
– Интересно, как военную тему воспринимают дети, и есть ли понимание?
– Дети старших и подготовительных групп чрезвычайно заинтересованы. Особенно когда речь идёт о семейной истории. Ребята приносили из дома материалы о своих прадедушках, прабабушках (документы, удостоверения, награды), с большой гордостью рассказывали о своих родственниках-героях.
– А какие актуальные для нынешнего времени мероприятия проводятся?
– Разумеется, патриотические. Регулярно участвуем в акциях как по приглашению волонтёров, так и самостоятельно. Например, «Письмо солдату». А ещё члены объединения «Фронтовая кухня. Ноглики» показывали детям, как изготавливать сублимированные блюда, упаковывали вместе с ними, чтобы накормить наших бойцов, находящихся на Донбассе. Наши воспитанники очень увлечены и эмоционально включены в это направление.
Участвуем в городских ярмарках. На протяжении многих лет проводим акцию «Подари игрушку», «Подари книгу» другу. Смысл её в том, что дети, которые уже не играют некоторыми игрушками, приносят их в детский сад, а на ярмарке мы их выставляем. Желающие ребята могут взять себе понравившуюся игрушку бесплатно.
– Лариса Сергеевна, какому направлению в детском саду отдаётся наибольшее внимание?
– Нельзя сказать, что какому-то конкретно. Конечно же, патриотическое всегда на первом месте. А в целом разные области задействуем: творчество, музыка, спорт. Очевидно, что каждый специалист имеет свои таланты: кто-то рукодельничает, кто-то рисует, увлечён экологией и учит детей заботиться о природе. А другой занимается нетрадиционными способами рисования. Есть направленность по конструированию из «Лего» и на финансовую грамотность.
– Финансовая грамотность в детском саду – неожиданно. Давно появилась дисциплина?
– С прошлого года, и только в старших и подготовительных группах. Разумеется, в игровой форме. Дети знакомятся с деньгами, как ими пользоваться. Дошколята с экскурсией посещали офис банка и почтовое отделение. Скажем так, закладываем базу.
– Общаясь с заведующей, не можем обойти тему того, что же больше всего интересует родителей дошкольников. Не думаем, что вопросы ограничиваются сытостью чада.
– Вопросы, связанные с питанием и организацией пространства вокруг ребенка, являются одними из наиболее волнующих для родителей дошкольников. Но в целом родители благодарные. Так же, как и дети, родители – наши первые друзья и помощники, активные участники всевозможных выставок. И с каждым годом совершенствуют своё мастерство. Поражаюсь тому, сколько у них замечательных идей, откуда они их черпают. Также у нас был конкурс на изготовление нетрадиционных спортивных снарядов. Множество всего сделано собственноручно родителями для физкультурного уголка групп. Ещё проводили конкурс «Книжки-малышки», которые оказались и пошитыми, и деревянными, и просто нарисованными.
Старший воспитатель Ольга Валерьевна Образцова – у нас необычайно творческий человек. Она организовала выставку по родным островам. Родители воспитанников привозили ракушки и камни с сахалинских берегов заливов и моря. Выставка представлена в холле второго этажа. Под экспонатами указано наименование раковины или моллюска, а также откуда он привезён.
– Впечатляет! Здесь будто мини-музей.
– Всё благодаря педагогам и родителям дошколят. Выставка старины и винтажных предметов быта – тоже дело их рук.
Также стараемся задействовать зимой в постройках горок родителей. Без них мы как без рук. Хранится множество поделок с функционалом или как наглядное пособие. Например, поделки на «День Земли». По теме космоса на занятиях до сих пор пользуемся творениями родителей наших воспитанников.
– Сложно ли подбирать кадры, тяжело найти воспитателя?
– Работу воспитателя сложно назвать лёгкой. Это призвание, которое требует особого склада характера и высоких нравственных качеств. Нам посчастливилось иметь команду профессионалов, искренне преданных своему делу. Коллектив отдаёт работе максимум сил и энергии, вкладываясь душой в воспитание каждого малыша.
Однако, несмотря на достоинства нашего педагогического состава, существуют объективные трудности. Молодые специалисты приходят редко, ведь профессия воспитателя требует особой мотивации и любви к детям. С 1 сентября у нас работает молодой специалист, которого будем бережно поддерживать и профессионально готовить.
Молодость коллектива важна, однако её одной недостаточно. Воспитателю важно обладать способностью устанавливать доверительные отношения с детьми, привлекать их внимание и проявлять терпение даже в сложных ситуациях. Здесь большое значение приобретает личностное отношение к профессии и искренняя любовь к малышам. Нелегко научить малышей определённым навыкам того же самообслуживания. Дети ясельного возраста представляют особую категорию, требующую деликатности и терпения. Они поступают в детский сад совсем маленькими, порой едва научившись ходить, совершенно не владея элементарными бытовыми навыками. Учить маленького ребёнка самостоятельно пользоваться ложкой или освоить туалет – задача непростая, требующая значительных усилий и терпения воспитателя.
Поэтому ключ к успеху в нашем деле – тёплое сердце и профессиональное мастерство педагога. Ведь истинное счастье ребёнка формируется там, где взрослые проявляют уважение, доброту и понимание.
Часто подчёркиваю своим коллегам, что сама бы не смогла стать хорошим воспитателем, настолько высока ответственность и велико напряжение, связанное с этой работой. Именно поэтому ценю и уважаю тех, кто готов посвятить себя столь благородному труду.
– «Светлячок» – один из самых давних детсадов по дате появления в Ногликском районе. Любопытно, встречается ли преемственность поколений: есть ли среди сегодняшних воспитанников дети прошлых выпускников?
– Интересный вопрос. Честно говоря, мы не прослеживали. Так как мы – преемники старого «Светлячка» и отсчитываем свою историю с 2012 года (с момента сдачи в эксплуатацию нового здания). А весь прежний коллектив работает в дошкольных группах при СОШ № 1 или как мы его называем детский сад «Родничок». И потому эта связь в некотором роде утеряна. Это любопытно. Нужно будет взяться за архив и разузнать. И попробовать даже организовать проект, хорошая идея!
Можно считать, что у нас два дня рождения. Первый берёт начало с мая 1952 года, а второй – с 2012-го.
В этот момент Лариса Сергеевна взяла из шкафа старый фотоальбом в бордовом бархатном переплёте. Приятно было наблюдать и поностальгировать.
– Мы как-то готовили свою летопись, и все эти снимки взяли в детском саду «Родничок».
– Каково быть на руководящей должности, всё ли складывается?
– Горжусь коллективом, признаюсь сотрудникам, что они – лучшие. Откровенно говоря, по характеру человек я – мягкий. Местами нужно проявлять жёсткость. Уверена – без моего коллектива не было бы меня как руководителя. И без этой работы уже не представляю свою жизнь.
– То есть, главная гордость – это сплочённость?
– Да, такой ключик к успешной работе.