«Учительница первая моя…»

4 октября , 08:40ОбразованиеФото: А. Петунин

Именно строкой из песни озаглавлен сегодняшний материал. Ведь все мы тепло вспоминаем любимых школьных педагогов. На их плечах лежит большая ответственность, особенно если это классный руководитель или педагог начальных классов.

И, конечно, первый учитель – это трепетный внимательный наставник, которого бывшие ученики будут помнить всю жизнь.

Первой учительницей для многих ногликцев была Ольга Геннадьевна Яхвак, начавшая педагогическую деятельность в 1982 году в селе Владимировка Александровск-Сахалинского района после получения образования в Южно-Сахалинском педагогическом колледже и институте в дальнейшем.

Учительскую судьбу предопределил её папа – принёс дочери и соседским детям японскую школьную доску для развлечений. Увлекшись игрой в школу в главной роли учителя, юная Ольга решила стать им в будущем. И планы с успехом осуществились. Ученики, многим из которых сейчас уже за сорок, до сих пор помнят и любят своего педагога. Пишут Ольге Геннадьевне в соцсетях, иногда устраивают встречи и интересуются жизнью первой учительницы.

Так и журналиста, подготовившего данный материал, из начальной школы выпустила О.Г. Яхвак. Строка из песни всплыла в сознании неспроста, а именно потому, что к концу четвёртого класса ногликской гимназии, под руководством музыкального педагога, дружный детский состав репетировал эту композицию в большой тайне от классной «мамы», публично исполнив её лишь на выпускном.  Разумеется, учительница была крайне растрогана. Честно сказать, и многие родители не сдержали чувств.  

И теперь, безусловно, при встрече друг с другом на улице не только поздороваешься, но и поинтересуешься здоровьем и делами в целом. А во время недавней беседы с Ольгой Геннадьевной чётко вспомнились детские годы, дорогие сердцу моменты и приключения – экскурсии, которые устраивала любимая учительница.

Поразительно, сколько в этом человеке любви к своей работе и непоседливым ребятишкам, которым нужно втолковать урок, каждый день на протяжении 42 лет. К тому же удивляет память, свойственная, пожалуй, лишь педагогам (не только школьным) – спустя долгие годы помнить имена и фамилии своих давних подопечных.

Сейчас Ольга Геннадьевна преподаёт русский язык и литературу в пятых классах СОШ № 1. Как рассказывает собеседница, из начальной школы она ушла давно, после чего стала завучем ногликского училища. Но через некоторое время вернулась в школу, где ей предложили вести уроки краеведения. Затем несколько лет трудилась завучем по воспитательной работе.

У корреспондента возник классический вопрос на тему разницы поколений и внедрения всё новых технологий в образовательный процесс. Педагог ответила, что ведёт деятельность в соответствии с прогрессом. «А ребята, конечно, другие. Они уже родились в цифровую эпоху, поэтому с самого начала нововведений приходилось осваиваться и подстраиваться. Но такая работа, как проверка на дому тетрадей пятиклашек, никуда не исчезла и вряд ли когда-либо сойдёт на нет. Тетради у пятого класса проверять необходимо», – поведала педагог.

В момент диалога Ольга Геннадьевна вспомнила самый рассвет своей педагогической деятельности в с. Владимировка, где она проработала три года. Для женщины стало диковинным то, что когда по улице она шла с другим молодым специалистом, почти каждый прохожий здоровался с начинающими учителями, не зная их лично. Такая особая приветливость легко объясняется тем, что профессия всегда была почитаема и её представители уважаемы в любой местности и в любой век.

После малокомплектной школы во Владимировке Ольга Геннадьевна стала педагогом начальных классов в Ногликах, где в первые классы набирали шестилетних ребят. К слову, уже довольно продолжительный период времени набор детей в школу происходит лишь по достижении возраста шести с половиной или семи полных лет к началу учебного года. 

Учитель вспоминает, что все перемены в педагогических должностях были для неё интересными и помогли приобрести имеющийся на сегодня опыт.

Журналист решила спросить, что, по мнению собеседницы, она считает своим главным достижением в педагогической жизни. Ольга Геннадьевна ответила нетривиально и душевно: «Моё главное личное достижение – то, что все мои бывшие ученики меня помнят и любят. Их я называю родными и тоже помню». Ведь на самом деле, не каждый педагог так ответит, отодвинет на задний план успехи, привычно считающиеся основными и главными в профессии. К примеру, призовые места в конкурсах, почётные грамоты за различные заслуги или количество выпущенных медалистов.

По поводу своих выпускников учитель рассказала, что многие из них тоже стали педагогами в разных направлениях.

На вопрос «Не хочется ли побыть в тишине, отдохнуть от школьного гама и многоголосья?» Ольга Геннадьевна с улыбкой ответила, что находится в своей стихии и не замечает шума. Но любимый отдых в тишине – дача и прогулки по лесу. «Однако это не значит, что я таким способом отдыхаю от людей, просто приятно провожу время», – добавила педагог.

Корреспондент полюбопытствовала, строго ли Ольга Геннадьевна оценивает успеваемость обучающихся. «Учебный год только начался, и сегодняшние пятиклассники пока привыкают к новому этапу и иной нагрузке. Первые пару недель не ставлю двойки, но предупреждаю, что за неудовлетворительную работу полагается «2». В остальном, всегда действую по должностной инструкции».

В беседе вспомнился день самоуправления, который в школах устраивают ежегодно не только в праздник учителей, но и 8 Марта. Учащимся любого возраста по душе такое мероприятие, ведь это ответственно, интересно и позволяет школьникам, преуспевающим в каком-либо предмете, попробовать свои силы на профессиональном уровне. О.Г. Яхвак поделилась, как юные самоуправленцы отзываются о проведённом дне: довольны и впечатлены, но признаются, что такое занятие – не из лёгких, требует выдержки и стрессоустойчивости. Тем не менее, желание участвовать у большинства из них не пропадает, и ученики на один день становятся учителями и в последующие разы. «Моя внучка в день самоуправления будет вести английский язык и станет завучем», – с радостью поделилась собеседница.   

Ещё Ольга Геннадьевна рассказала, что по традиции профессиональный праздник отмечает поездкой за ягодами педагогическим составом. А на работе – проведением дня самоуправления, коллективом принимают многочисленные поздравления от детей, пьют чай с пирогами, вспоминают о приятном.

Школа – отдельный мир, где мы из непоседливых малышей вырастаем в дисциплинированных молодых людей. А учитель в нём – главный проводник и наставник, от которого во многом зависит последующий путь школьника. Конечно, это и огромное количество воспоминаний: добрых и тёплых, об успехах и, возможно, неудачах, о преодолении трудностей, весёлом времяпрепровождении с одноклассниками, о походах, экскурсиях и многом другом.  

А вы хорошо помните своего первого учителя? Сложились ли у вас с ним добрые отношения? Предлагаем прямо сегодня, не откладывая, поздравить своих педагогов с профессиональным праздником. Если вы находитесь в разных городах, то звонком или сообщением.

Авторы:Алёна Федореева