И, конечно, первый учитель – это трепетный внимательный наставник, которого бывшие ученики будут помнить всю жизнь.
Первой учительницей для многих ногликцев была Ольга Геннадьевна Яхвак, начавшая педагогическую деятельность в 1982 году в селе Владимировка Александровск-Сахалинского района после получения образования в Южно-Сахалинском педагогическом колледже и институте в дальнейшем.
Учительскую судьбу предопределил её папа – принёс дочери и соседским детям японскую школьную доску для развлечений. Увлекшись игрой в школу в главной роли учителя, юная Ольга решила стать им в будущем. И планы с успехом осуществились. Ученики, многим из которых сейчас уже за сорок, до сих пор помнят и любят своего педагога. Пишут Ольге Геннадьевне в соцсетях, иногда устраивают встречи и интересуются жизнью первой учительницы.
Так и журналиста, подготовившего данный материал, из начальной школы выпустила О.Г. Яхвак. Строка из песни всплыла в сознании неспроста, а именно потому, что к концу четвёртого класса ногликской гимназии, под руководством музыкального педагога, дружный детский состав репетировал эту композицию в большой тайне от классной «мамы», публично исполнив её лишь на выпускном. Разумеется, учительница была крайне растрогана. Честно сказать, и многие родители не сдержали чувств.
И теперь, безусловно, при встрече друг с другом на улице не только поздороваешься, но и поинтересуешься здоровьем и делами в целом. А во время недавней беседы с Ольгой Геннадьевной чётко вспомнились детские годы, дорогие сердцу моменты и приключения – экскурсии, которые устраивала любимая учительница.
Поразительно, сколько в этом человеке любви к своей работе и непоседливым ребятишкам, которым нужно втолковать урок, каждый день на протяжении 42 лет. К тому же удивляет память, свойственная, пожалуй, лишь педагогам (не только школьным) – спустя долгие годы помнить имена и фамилии своих давних подопечных.
Сейчас Ольга Геннадьевна преподаёт русский язык и литературу в пятых классах СОШ № 1. Как рассказывает собеседница, из начальной школы она ушла давно, после чего стала завучем ногликского училища. Но через некоторое время вернулась в школу, где ей предложили вести уроки краеведения. Затем несколько лет трудилась завучем по воспитательной работе.
У корреспондента возник классический вопрос на тему разницы поколений и внедрения всё новых технологий в образовательный процесс. Педагог ответила, что ведёт деятельность в соответствии с прогрессом. «А ребята, конечно, другие. Они уже родились в цифровую эпоху, поэтому с самого начала нововведений приходилось осваиваться и подстраиваться. Но такая работа, как проверка на дому тетрадей пятиклашек, никуда не исчезла и вряд ли когда-либо сойдёт на нет. Тетради у пятого класса проверять необходимо», – поведала педагог.
В момент диалога Ольга Геннадьевна вспомнила самый рассвет своей педагогической деятельности в с. Владимировка, где она проработала три года. Для женщины стало диковинным то, что когда по улице она шла с другим молодым специалистом, почти каждый прохожий здоровался с начинающими учителями, не зная их лично. Такая особая приветливость легко объясняется тем, что профессия всегда была почитаема и её представители уважаемы в любой местности и в любой век.
После малокомплектной школы во Владимировке Ольга Геннадьевна стала педагогом начальных классов в Ногликах, где в первые классы набирали шестилетних ребят. К слову, уже довольно продолжительный период времени набор детей в школу происходит лишь по достижении возраста шести с половиной или семи полных лет к началу учебного года.
Учитель вспоминает, что все перемены в педагогических должностях были для неё интересными и помогли приобрести имеющийся на сегодня опыт.
Журналист решила спросить, что, по мнению собеседницы, она считает своим главным достижением в педагогической жизни. Ольга Геннадьевна ответила нетривиально и душевно: «Моё главное личное достижение – то, что все мои бывшие ученики меня помнят и любят. Их я называю родными и тоже помню». Ведь на самом деле, не каждый педагог так ответит, отодвинет на задний план успехи, привычно считающиеся основными и главными в профессии. К примеру, призовые места в конкурсах, почётные грамоты за различные заслуги или количество выпущенных медалистов.
По поводу своих выпускников учитель рассказала, что многие из них тоже стали педагогами в разных направлениях.
На вопрос «Не хочется ли побыть в тишине, отдохнуть от школьного гама и многоголосья?» Ольга Геннадьевна с улыбкой ответила, что находится в своей стихии и не замечает шума. Но любимый отдых в тишине – дача и прогулки по лесу. «Однако это не значит, что я таким способом отдыхаю от людей, просто приятно провожу время», – добавила педагог.
Корреспондент полюбопытствовала, строго ли Ольга Геннадьевна оценивает успеваемость обучающихся. «Учебный год только начался, и сегодняшние пятиклассники пока привыкают к новому этапу и иной нагрузке. Первые пару недель не ставлю двойки, но предупреждаю, что за неудовлетворительную работу полагается «2». В остальном, всегда действую по должностной инструкции».
В беседе вспомнился день самоуправления, который в школах устраивают ежегодно не только в праздник учителей, но и 8 Марта. Учащимся любого возраста по душе такое мероприятие, ведь это ответственно, интересно и позволяет школьникам, преуспевающим в каком-либо предмете, попробовать свои силы на профессиональном уровне. О.Г. Яхвак поделилась, как юные самоуправленцы отзываются о проведённом дне: довольны и впечатлены, но признаются, что такое занятие – не из лёгких, требует выдержки и стрессоустойчивости. Тем не менее, желание участвовать у большинства из них не пропадает, и ученики на один день становятся учителями и в последующие разы. «Моя внучка в день самоуправления будет вести английский язык и станет завучем», – с радостью поделилась собеседница.
Ещё Ольга Геннадьевна рассказала, что по традиции профессиональный праздник отмечает поездкой за ягодами педагогическим составом. А на работе – проведением дня самоуправления, коллективом принимают многочисленные поздравления от детей, пьют чай с пирогами, вспоминают о приятном.
Школа – отдельный мир, где мы из непоседливых малышей вырастаем в дисциплинированных молодых людей. А учитель в нём – главный проводник и наставник, от которого во многом зависит последующий путь школьника. Конечно, это и огромное количество воспоминаний: добрых и тёплых, об успехах и, возможно, неудачах, о преодолении трудностей, весёлом времяпрепровождении с одноклассниками, о походах, экскурсиях и многом другом.
А вы хорошо помните своего первого учителя? Сложились ли у вас с ним добрые отношения? Предлагаем прямо сегодня, не откладывая, поздравить своих педагогов с профессиональным праздником. Если вы находитесь в разных городах, то звонком или сообщением.