До чего дошёл прогресс

10 февраля , 15:30Образование

Президент РФ объявил период с 2022 по 2031 годы в России «Десятилетием науки и технологии». В 2018 году Владимир Путин поставил цель – к 2024 году войти в топ-10 стран мира по качеству общего образования.

 Национальный проект президента «Образование» направлен на то, чтобы обеспечить возможность самореализации и развития талантов учащихся. 

Проект «Современная школа» подразумевает в том числе создание в сельской местности и небольших городах центров «Точка роста», где дети смогут получить дополнительные знания и навыки, познакомиться с современными технологиями. 

«УМНЫЕ» ПРИБОРЫ

В новом просторном здании СОШ № 2 учитель биологии Татьяна Геннадьевна Раймер провела для корреспондента целую экскурсию. Началась она с посещения лаборантской, где многим бывшим и нынешним школьникам всегда любопытно побывать. На стеллажах чего только нет. К примеру, различные пособия-макеты внутренних органов, бюсты поэтапно эволюционировавшего и скелет нынешнего человека. Нет, не в шкафу, как все привыкли считать, а у окна и в белом халате. 

Педагог продемонстрировала оборудование, предназначенное для внеурочной деятельности по «Точке роста». Лаборатория «RELAB» – в специальных боксах мультидатчики разной направленности. Такой датчик производит измерения уровня освещённости, влажности, температуры окружающей среды, электропроводимости, и он же – иономер. Универсальный прибор укомплектован и оснащается сменными щупами (к примеру, термощуп или щуп уровня pH), с помощью которых и производятся те или иные измерения.  И это только один из имеющихся датчиков, который обеспечивает проведение опытов.

Следующей Татьяна Геннадьевна показала цифровую лабораторию «RELEON», в комплекте которой датчики углекислого газа, кислорода, экологического уровня, состава почвы, воздуха, ритма сердца и некоторых других показателей состояния здоровья – частота дыхания, температура тела, шагомер. Что касается физики, педагог открыла бокс с двухканальным осцилографом – прибором, предназначенным для регистрации электрических сигналов. В зависимости от встроенного функционала эти устройства могут как просто визуализировать регистрируемые импульсы, так и определять различные параметры сигнала.

Программное обеспечение установлено на главный компьютер в классе. После подключения учащиеся с помощью инструкции испытывают оборудование в деле. Также могут производить измерения где угодно. Пользоваться, получать знания и опыт – легко, увлекательно, и результат не заставляет себя ждать. «Мне нравится, что здесь всё просто, – делится впечатлением педагог Татьяна Раймер. – Школьник от одиннадцати лет совершенно спокойно овладевает этими датчиками, и все замеры делаются быстро».

Приборы многофункциональные, интересные, компактные.  В каждом комплекте предусмотрено пособие-инструкция для проведения лабораторных работ. 

Для занятий имеется комплект ноутбуков, но по большей части обучающий процесс проводится с помощью смартфонов или планшетов, на которых установлено соответствующее приложение. Это большое удобство – мобильность передвижения, проведение замеров и опытов в любой точке нахождения. Любой из датчиков подключается к смартфону через USB-кабель или Bluetooth. Также это уместно при выполнении индивидуальных занятий. Для коллективной работы используется вышеупомянутый центральный монитор в классе, он же является и главной доской.

К слову о смарт-досках… Не всем подвластны современные технологии, тем более, с помощью различных гаджетов необходимо преподавать, а значит ими владеть. Т. Раймер рассказала, что этот процесс был замечательно организован. Приезжали специалисты по оснащению смарт-досок, провели трёхдневные курсы для педагогов – с самых азов до проектирования. Доска рассчитана на независимую работу, как персональный компьютер или ноутбук, или же может быть подключена к учительскому ПК и служить дисплеем. Смарт-доска используется и на обычных уроках, и во внеурочной деятельности по «Точке роста».  

Конечно, на уроках биологии и химии без микроскопов – никуда. Они приобретены по программе обеспечения школы, но и активно используются для внеурочной деятельности на базе центра «Точка роста». Татьяна Раймер уточнила, что это обычные световые микроскопы, но есть и более усовершенствованный «учительский» для научных работ. «Кто посещает дополнительные занятия, пользуются им. На повседневных уроках – обычные микроскопы». 

По каждой программе есть так называемые методички. «Педагогу не нужно самому разрабатывать программу обучения или план занятий, в методических пособиях всё доступно рассказано, вплоть до руководства к действию по лабораторной работе и описания манипуляций в ситуации, когда что-то пошло не так», – разъяснила учитель биологии. 

РОБОТЫ ИЗ «ЛЕГО»

Также на базе центра «Точки роста» ведутся занятия по робототехнике. В отдельном для этой дисциплины просторном кабинете учащиеся собирают различные подвижные установки и механизмы – причудливые и попроще. Интересно, что типовым материалом служит небезызвестный, удобный и понятный конструктор «Лего». Спроектировать и создать можно что угодно – в зависимости от фантазии ребят. У роботов есть разъём для USB и карты памяти. После сборки механизмы помещаются на специальное поле – готовую площадку, созданную для запуска и проверки запрограммированных роботов.Робототехника – излюбленный предмет школьников. Дети с интересом погружаются в занятия и с большим удовольствием их посещают. Школьники помладше занимаются в другом крыле здания.  

И ЛЕС, И ОГОРОД

Уже на выходе из лаборантской, бросилось в глаза и вызвало интерес хвойное растение в большом кашпо. Татьяна Геннадьевна сразу внесла ясность, что здесь делает будущая ель, а точнее, пока небольшие и неокрепшие саженцы, в кучке напоминающие куст: «На базе «Точки роста» развернулось школьное лесничество, и эта ель из южно-сахалинского питомника. Мы занимаемся вопросами экологии, лесовосстановления. В 2022-м посетили конкурс слёта школьных лесничеств Сахалинской области. Достойно посоперничали в очень весомой номинации «Лесное многоборье», где нужно знать о лесе всё. К примеру, правила выживания, названия деревьев и их возраст, наименования кустарников и прочих растений. Заняли почётное третье место из двенадцати команд. Пока что ель должна расти кустом, после прохождения вегетативного периода она окрепнет. И, если всё будет в порядке, весной будем рассаживать по одному саженцу». 

Несмотря на выносливость взрослой хвои, совсем молодые побеги требуют к себе бережного отношения и прихотливы к условиям содержания. В лаборантской пригодны и температура, и уровень освещения, и влажность.

«На территории есть пришкольный опытный участок, где мы планируем выращивать и хвойные породы, и небольшие тепличные культуры – огурцы, помидоры, перцы», – добавила Татьяна Геннадьевна. 

Отличный опыт приобретут школьники. В этой отрасли у СОШ № 2 заключен договор с лесничеством Сахалинской области. От организации для школы дан куратор, находящийся в ногликском филиале. По окончании зимнего сезона начнутся лесовосстановительные заготовки. Учащиеся и педагоги планируют плотно сотрудничать с лесничеством во время лесопосадок и частично в другое время года. 

Стилизованного кабинета для центра «Точка роста» пока нет, педагоги и учащиеся только обживаются в новом здании и вопрос пока не решён.

Имеющиеся сейчас преимущества обучения никак не идут в сравнение с тем, какой была школьная программа, допустим, лишь десять-пятнадцать лет назад. Родители сегодняшних учеников вряд ли могли бы представить себе выполнение лабораторной работы не в тетради с маломальским набором оборудования на уроках химии или физики, а на смартфоне, планшете или большом дисплее в классе, имея при этом датчики и прочие вспомогательные девайсы. Что уж говорить о робототехнике… 

Но большинство детей воспринимают происходящее так, как будто это было всегда, и не оценивают по достоинству открытые для них перспективы, большие шансы. 

Всё же отрадно, что у современных детей гораздо больше возможностей раскрыть свой потенциал в юном возрасте, вовремя реализовать себя, воплотить планы в жизнь независимо от удалённости места проживания. 

Авторы:Алёна Федореева