Недавно прочитала, что еловые ветви украшали жилища германских племен ещё до принятия ими христианства. Предки немцев верили, что хвойные деревья выступают «проводниками» между мирами людей и духов. Сверхъестественные лесные существа вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников. Потому люди старались всячески задобрить их, украшая ели различными угощениями.
Знаете ли вы, что аборигены Сахалина в прошлом тоже имели обычай наряжать ёлку? Для наших предков это вечнозелёное растение, которое ассоциировалось у них с самой жизнью, было священным. Ель, по представлению древних нивхов, тесно связана с образом медведя – горным человеком, хозяином тайги.
Потому перед началом охоты на лесного зверя охотник развешивал на ветках ели жертвоприношения для хозяина гор и огня. Орудия охоты, снасти на рыбу обдымляли, сжигая веточки ели. Считалось, это привлечёт удачу. Молодыми ёлочками украшали клетку, в которую помещали пойманного медвежонка – воспитанника рода.
Шаман использовал ель при камланиях – окуривал дымом от неё шаманскую атрибутику, костюм, себя, присутствующих людей, помещение. На ёлке делали заметки со стороны восхода солнца, оставляли четыре ветви, затем настругивали длинные инау и развешивали их на эти ветки. Считалось, что на этом дереве (оно называлось «шаманское») отдыхают духи – помощники шамана.
Молодые ёлочки (прун) широко использовались нивхами в ритуальных обрядах. Срубленные деревца изображали духов медведя, собак, «жителей тайги». Ветви жгли при убиении и разделке медведя, во время шаманского танца, при эпидемиях и других болезнях.
Из ствола сухой ели, очищенного от коры, делали тятян чнар – бревно, на котором женщины отстукивали ритмы во время медвежьего праздника. Именно с еловыми пучками танцевали женщины перед медведем на празднике.
Если в семье ребенок часто болел, то отец производил ритуал «поиски счастья» – приносил жертвоприношения разным духам по очереди, навешивая на ёлочку инау и угощения: толкушу, студень…
Если в семье рождался мальчик, то через несколько дней после появления его на свет отец срубал молоденькую елочку и втыкал её около дома. Ни рубить, ни ломать дерево было нельзя. Оно стояло до тех пор, пока само не сгниет и не упадет.
Автор: Ирина ОНЕНКО