Аборигены Дальнего Востока в советское время. Наша семья в 50-е, 60-е годы. Часть 2

16 сентября 2023, 15:10КультураФото: Нивхские рыбачки 50-х

БРИГАДИР КОМСОМОЛЬСКО-МОЛОДЕЖНОЙ БРИГАДЫ

Во времена моего раннего детства в посёлке, появившемся на месте древнего стойбища, обитало сотни две-три человек разных национальностей. Были тут коренные жители Сахалина и переселенцы, которые прибыли с материка на остров поднимать рыбную промышленность и строить узкоколейную железную дорогу Оха – Ноглики. 

Также среди разношерстного населения Венского находилось немало бывших зэков. Откуда они там взялись? Во второй половине 30-х годов в связи со строительством узкоколейки вокруг Венского появилось несколько лагерных пунктов. Многие из освободившихся осужденных осели в нашем краю, завели семьи.

Как раз из такого контингента и состояла рыболовецкая бригада, которую возглавлял мой отец Иван (Сибан) Тайган. Молодые мужики, хоть и бывшие зэки, были работящие, надежные, часто перевыполняли план по лову рыбы. Коллектив был на хорошем счету и потому назывался уважительно – комсомольско-молодежной бригадой. 

В новых усадьбах, построенных государством, поселились семьи рыбаков. Поскольку мой папа был бригадиром передового коллектива, наша семья получила дом одной из первых, и притом – на одного хозяина.

Конечно, я не помню новоселья, но представляю, как были счастливы родители.

В новом красивом и светлом доме мы жили уже большой семьей, когда в 1965 году от сердечного приступа совсем молодым, 33-летним крепким мужчиной, умер папа. На руках у мамы осталось шестеро детей: старшему, Васе, на тот момент было 12 лет, а младшему, Славику, исполнилось всего полтора года.МОЯ МАМА – КРЕПКИЙ ОРЕШЕК Мама родилась в 1932 году в селении Чайво. Хотя всю жизнь все её звали Зоей, в паспорте почему-то стояло имя «Лизрта». Мама окончила всего два класса, а потом началась война. После победы она, уже переростком, не захотела учиться с малышами. Тем более, на учебу не было времени. В 1944-м умерла её мама – моя бабушка Вай, и на руках 12-летней девочки остались младшие сестрёнки, за ними надо было приглядывать, помогать отцу по хозяйству.

Но нам, всем своим шестерым детям, мама постаралась и смогла дать образование, чем очень гордилась.

Моя мама в начале нулевых. Такой мы ее и запомнили

На Венском мы жили до конца 60-х. Мама работала нянечкой в детском саду. Она у нас была чистюля. До сих пор недоумеваю, как она, имея столько детей, умудрялась содержать в идеальном порядке и чистоте наш большой трехкомнатный дом и участок. 

Как сейчас помню: на кроватях у нас были белоснежные покрывала, из-под них выглядывали простыни, по низу которых – кружева, связанные крючком (было модно), а сверху – высокие пирамиды из подушек и думочек, накрытые тюлем. Стол застелен бархатной скатертью с вышивкой. У нас имелось две таких скатерти: темно-зеленая и бордовая, – предметы особой гордости мамы, ведь они достались нашей семье в качестве награды.Сейчас в это трудно поверить, но тогда у нас на Венском по квартирам регулярно ходили санитарные комиссии, которые отмечали и награждали самых аккуратных и чистоплотных хозяек. И мама гордилась тем, что наш дом был в числе образцово-показательных. Но давалось это нелегко. Каждый день мы должны были делать тщательную уборку, подметать пол, поливать цветы, убирать за щенятами и курами, трясти половики, чего я очень не любила и возмущалась: «Зачем каждый день-то!». Зато обожала прибираться на этажерке, где стояли книги. Тут я застревала надолго и возвращалась в действительность лишь после грозного оклика мамы.

ВЕНСКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

В будни, пока мама работала, на хозяйстве оставались мы – три сестренки. Целые дни проходили в играх, ссорах, драках и примирениях. 

Мария у нас была миролюбивая, а вот мы с Клавой постоянно воевали. Утром с ней подеремся, затем помиримся, целый день вместе играем, а за несколько минут до прихода мамы сестренка вдруг неожиданно начинала громко рыдать. И, конечно, мне перепадало. 

Чтобы задобрить меня, Клава выпрашивала мелочь у мамы, покупала фотографии киноартистов на почте, которая находилась по соседству. 

К окончанию школы у меня собралась довольно солидная коллекция снимков артистов – Наталья Фатеева, сестры Вертинские, Родион Нахапетов, Элеонора Быстрицкая, Николай Рыбников, Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов... Молодые, красивые. Когда я повзрослела, эта коллекция перешла к моей маме. Бабуля любила разглядывать фотографии и вспоминать кинофильмы, в которых снимались артисты.

Кино страстно любили все жители Венского. Каким событием был для нас просмотр в местном клубе каждой новой ленты! Наши певуньи из агитбригады объездили все восточно-сахалинское побережье, выступая перед рыбаками других колхозов с песнями из этих фильмов. До сих пор помню наших артисток. Роза Чвыгайн, Нина и Рита Северные, Зоя Чхаврун – какие это были голосистые, задорные, красивые рыбачки!

А нас, детей, вокруг себя собирала культработник Екатерина Владимировна Чхаврун. Вместе с ней мы разучивали песни, стихи, танцы и выступали перед родителями.

Автор: Ирина ОНЕНКО

На снимках: моя мама в начале нулевых. Такой мы ее и запомнили; нивхские рыбачки 50-х.