Выпала очень напряженная пятница. За несколько дней до этого сестра Наташа Супрун пригласила меня на встречу с представителями народа ханты. Как раз накануне мы с сыном отправились в Ныйво за шикшой. В день встречи вернулась домой за 20 минут до мероприятия, но такое событие не хотелось пропустить. В молодые годы для того, чтобы привести себя в божеский вид, потребовалось бы не меньше часа. А сейчас –- мигом под душ, переодеться, и уже через 15 минут с дочерью и внуком едем в наш уютный краеведческий музей, где такие встречи проходят регулярно.
Гости из Ямало-Ненецкого округа приехали на Сахалин по приглашению Натальи Супрун. Она познакомилась с ними на международном этнофестивале «Душа тундры», который проходил в городе Салехард в начале лета.
Наташа рассказывала об этой поездке, куда съездила с внуками Артёмом и Ариной и невесткой Екатериной. Они стали первыми сахалинцами, которые представляли нашу область и народ на фестивале «Душа тундры».
На этом празднике народов Севера наша родня успешно выступила. Артём читал доклад, а Ариша показала мастер-класс по созданию сувенирной куклы-северянки в одежде из меха нерпы.
Ханты Роза и Егор Наковы пригласили сахалинцев к себе в родовую общину. Они показали, как до сих пор северяне живут в тундре, ведут традиционный образ жизни. Семья Наташи побывала в настоящем чуме, попробовала национальную кухню.
С ответным визитом Егор и Роза приехали за свой счет, что меня особо впечатлило, ведь дорога от Салехарда до севера Сахалина и обратно обходится недешево.
Наташа – молодец, подготовила для гостей настоящую культурную программу. И наши работники музея тоже постарались. В учреждении устроили встречу гостей с местными жителями. Директор Татьяна Афанасьевна Картавых и Светлана Николаевна Игмайн провели для всех посетителей в этот день бесплатную экскурсию.
Мы пообщались, поговорили о своих традициях. Культуры нивхов и ханты во многом схожи. Даже в мелочах. Например, у них тоже не положено возвращать пустую посуду после того, как принесли угощение. У нивхов этот обычай называется «ускур».
На Ямале, как и у нас, существует культ медведя. Бытует медвежий праздник. Правда, на него ханты приносят уже добытого медведя, а не выращивают хищника для ритуального убиения, как мы, нивхи.
На встрече в музее Егор Наков провел мастер-класс резьбы по дереву, делал солонку, показывал хантыйские игрушки-головоломки собственного изготовления. Роза провела мастер-класс по созданию куклы-оберега, а также рассказывала о национальном костюме, объясняла значения орнаментов.
Интересно! Оказывается, узоры у ханты в какой-то мере заменяли письменность. На одном халате можно было зашифровать информацию об его владельце – указать его родовую принадлежность, место жительства, количество оленей в его стаде. Деревня, в которой живут Роза и Егор Наковы, называется Березово. Потому они вышивают на своих костюмах ветки березы.
Еще распространенные элементы хантыйских орнаментов – рога лося, заячьи ушки.
Потом было чаепитие и дегустация хантыйского национального блюда. Оно мне очень напомнило наш деликатес из сырой рыбы с чесночком (черемшой) и другими специями. Ханты готовят его почти так же, как мы, но скатывают в шарики и подают с отварным картофелем.
В завершении встречи мы обменялись подарками. Я вручила гостям экземпляр своей книги про растения, а Егор мне – посуду из дерева и головоломку. Также мне подарили книгу о традиционной кухне народа ханты – «У рыбной реки, на оленьей земле» Зинаиды Лонгортовой. А Наташа дала еще один презент от себя – брелок из хвостика норки с натуральным камнем.
После встречи в музее Наташа повезла гостей на Горячие Ключи, где провела им мастер-класс по разделке туши нерпы. Как рассказала Наталья, Егор блестяще справился с задачей. Он нерпу видел впервые, но навыки оленевода и охотника при разделке ему очень пригодились. Единственная сложность, с которой он столкнулся, это отделение сала от шкуры. Ведь у нерпы слой подкожного жира очень толстый, а олень куда более поджарый. Жир у него в основном нутряной.
Потом Наталья провела мастер-класс по плетению кишок морзверя в косичку с салом для Розы. Хозяюшка из народа ханты училась этому непростому делу с неподдельным интересом. И у неё всё получилось.
Также Наталья организовала поездку на Венское в гости к нивхско-уйльтинской общине «Аборигены». Розе и Егору, потомственным оленеводам, было очень интересно пообщаться с сахалинскими коллегами.
Правда, оленей на Венском уже нет, их увели на север района. Зато хозяева устроили для визитеров рыбалку. Егор и Роза никогда в жизни не рыбачили на такой большой воде, и впервые выходили в лодке в залив!
Удивляюсь энергии своей младшей сестренки, ведь такие встречи она устраивает уже не в первый раз, притом по собственной инициативе и без помощи каких бы то ни было спонсоров. Так, в прошлом году Наталья приглашала Зою Сопка из города Певек Чукотского автономного округа. Вместе с Зоей разделывали нерпу, учились делать юколу, также ездили на Венское, где гостья спела песню на чукотском языке, чтобы оленье стадо «Аборигенов» росло и процветало.
Желаю Наташе успехов и дальнейших интереснейших знакомств. Такие встречи помогают понять культуру, кухню, обычаи других народов! Помогают уважать друг друга, быть терпимее к соседям по планете Земля.
Авторы: Ирина ОНЕНКО