Табу, грех, святотатство – уйгд, уйгла

6 января , 13:10ОбществоФото: 1978 год, моя свадьба с Борисом Оненко. Этот брак считался правильным, не уйӄра.

Сегодня начну большую тему про табу.

В своей молодости, несмотря на то, что мы уже полвека жили по советским законам, я постоянно слышала это слово – «уйгла, уйкра». Его часто предостерегающе говорили пожилые люди, увидев что-то неподобающее в поведении или в действиях молодежи.

Нетрудно представить, какой силой обладало это слово в прошлом, если и сегодня мы невольно восклицаем «уйӄра», увидев или услышав что-то непотребное. Табу регулировали всю жизнь нивхов с незапамятных времен, они подкреплялись религиозными устоями, обычаями, традициями и страхом неотвратимого наказания от духов (как злых, так и добрых) за нарушение запрета.

Если человек хотел быть частью племени, рода, он должен был соблюдать принятые в нём правила поведения, которые складывались тысячелетиями. Значения некоторых запретов со временем теряли смысл, но основные правила жизни в обществе необходимо было соблюдать. Тесные родовые отношения имели большое влияние на поведение каждого его члена.

И здесь снова вспомню золотое правило нравственности: не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили. Это касалось не только людей, ведь по верованиям нивхов всё вокруг (даже растения, камни, вещи, сделанные руками человека) имеет душу, может обижаться, горевать, радоваться. Даже с добываемой добычей нельзя обращаться небрежно: не допускать лишних мучений ни рыбе, ни зверю, ни птице. Брать у природы лишь то, что необходимо для жизни и относиться ко всему с уважением и взаимопониманием.

Особенно нельзя обижать детей, стариков, больных, слабых. За это человек обязательно будет наказан, если не сам, так его потомки. Вспомнился один случай. Мне было лет 12. Однажды я возвращалась из школы домой, прихрамывая, как обычно, и по пути встретилась с молодым мужчиной. Вдруг он произнес: «Рубль двадцать – шлёп, нога!» и глупо расхохотался мне в лицо. Я была до того ошарашена поведением взрослого человека, что даже не обиделась. А через много лет у этого нивха отказали ноги. Да. Вряд ли тому виной был его дурацкий поступок в молодости. И всё же…

Табу, запреты, о которых писала выше, касались всех сторон жизни человека. Много уйӄра было во всем, что касалось нивхского брака, отношений между братьями и сестрами. Поколение моих родителей скрупулёзно изучало степень родства молодых нивхов, когда парень и девушка начинали встречаться для создания семьи. У нивхов была очень сложная система брака.  Существовало множество строгих запретов.

Когда я вышла замуж за нанайца Бориса Оненко, никто из старших родственников не сказал ни слова против. Но, когда в конце 80-х я по любви стала жить с Леонидом Араном, мама с осуждением сказала: «Уйӄра! Он, как и твой отец, из рода Кетвонӈ. Они друг другу – тувгун». (Примечание: по В. Санги, «тувгун» — братья и сестры всех степеней родства). На все мои доводы, что мы с Лёней не приходимся друг другу кровными родственниками, что мы не собираемся заводить детей, мама была непреклонна: уйӄра. Оно и понятно. В условиях островного изолированного положения нивхи – и так малочисленный народ – страшно боялись кровосмешения.

Чтобы предотвратить случаи инцеста, братьям и сестрам с самого раннего детства запрещалось общаться между собой. Мальчикам не разрешалось трогать, а тем более играть с женскими вещами. Девочки и женщины не имели права прикасаться к атрибутам, имеющим отношение к рыбалке и охоте. Если брат и сестра жили в одном жилище, то мужчина, при необходимости, говорил, как бы не обращаясь ни к кому конкретно: «Надо бы мне починить одежду» или «Хорошо бы в обуви поменять стельку из травы». Сестра понимала, что эта просьба относится к ней и молча выполняла работу.

Ирина ОНЕНКО,

Из телеграм-канала Ых-миф (Сахалин) – моя родина