Три поколения защитников леса

12 апреля , 09:00ОбществоФото: Сергей Мотин

2024-й был объявлен в России Годом семьи. Хороший повод вспомнить о трудовых династиях нашего района. Сегодня мы расскажем вам о семье Мотиных – представителей трех поколений, чей общий стаж в лесной отрасли составляет 75 лет.

Приятно отметить, что правительство Сахалинской области уделяет большое внимание сохранности лесов, его восстановлению, поддерживает энтузиастов. Поэтому работают на благо малой родины такие люди.

СЕЛО ПОСРЕДИ ЛЕСА

– Мы нышевские, – говорит заместитель директора ОАУ «Северное лесное хозяйство» Сергей Михайлович Мотин.

Вот уже много лет он работает в Ногликах, но каждые выходные едет домой – в село Ныш, откуда родом, где жили и трудились его родители. В Ныше до сих пор живёт его родной дядя Виктор Сергеевич, старший представитель трудовой династии работников леса Мотиных, которому уже 83 года.

Тайгу Сергей Михайлович, как и его дядя, любит с детства и всей душой. Потому и выбрали старший и младший Мотины стезю работников леса, да и отдыхать предпочитают на природе. Ныш они не покинули, не переехали окончательно в райцентр или в Южно-Сахалинск, как многие их односельчане. Сейчас родное село порядком опустело. Зато стоит почти в лесу, два шага – и вот тебе грибы и ягоды, охота, рыбалка на речке – то, без чего герои нашего рассказа не представляют свою жизнь.

Сыновья Сергея Михайловича – Михаил, Владимир и Александр – тоже росли в селе. Отец и дедушка с ранних лет приучали их любить и бережно относиться к природе.

Сергей и Владимир Мотины

КОГДА ГОРЕЛИ ГОРКИ

В этом году исполнилось 30 лет с того дня, как Сергей Мотин устроился на работу в местный лесхоз. На дворе стояли 90-е. По всей стране разваливались колхозы и совхозы. Эта же участь постигла совхоз села Ныш, где на тот момент молодой человек трудился инженером по технике безопасности после окончания сельскохозяйственного техникума.

С 1994 до 1995 года Сергей Михайлович трудился мастером леса, с 1995 – лесничим в Нышском лесничестве Ногликского лесхоза. В этой должности он руководил и принимал непосредственное участие в тушении крупнейших лесных пожаров 1998-го и 2003 годов, когда на Сахалине горели тысячи гектаров леса.

Жители Ноглик помнят тот страшный, необычайно сухой и жаркий сентябрь 1998-го когда из населенных пунктов почти половины Сахалина эвакуировали людей. Когда огонь полностью уничтожил поселок Горки Тымовского района, в котором проживало 750 человек. Трое мужчин погибли в огне. Многие отравились угарным газом и получили ожоги.

В 2003 году молодой Сергей Мотин, его дядя Виктор Сергеевич, водитель автомобиля Алексей Гужвин, бульдозеристы Ва-лерий Тюленев и Сергей Захаров, вездеходчик Владимир Ситников, а также ещё человек десять наёмных лесных пожарных боролись с огнём, охватившим тайгу в Нышском лесничестве. Очаг окольцевали и держали разбушевавшуюся стихию на одной локации в течение двух месяцев, пока  на помощь измученным людям не пришли дожди.

С последствиями стихийных бедствий тех лет Сергей Михайлович борется и в настоящее время, занимаясь восстановлением сгоревших лесов.

СОСНОВЫЙ БОР НА САХАЛИНЕ

В 2008-м лесхоз реорганизовали в ОАУ «Северное лесное хозяйство», и Сергей Михайлович стал там главным инженером, а с 2012 года по настоящее время трудится заместителем директора. Под его контролем в учреждении выполняются посадки леса, рубки ухода и контроль за заготовкой древесины.

Об этих направлениях своей деятельности Сергей Михайлович рассказывает с охотой. Лесовосстановлением он начал заниматься ещё в школьные годы. Возможно, многие из наших читателей помнят, что в прежние годы бытовала такая практика – старшеклассники каждое лето, во время каникул, ездили на посадки леса. Не всегда это были обычные для нас ель и лиственница.

Так, в 1980 году километрах в 50 от Ныша начали сажать сосну обыкновенную. Эти мероприятия продолжались до середины 80-х. Всего необычным для севера Сахалина хвойным деревом, как рассказывает наш работник леса, засадили сотни, если не тысячи гектаров.

С тех пор прошли годы, сосны выросли и неплохо себя чувствуют на сахалинской земле. Нет, корабельными эти стволы никогда не будут. Они невысокие, не такие стройные, как на материке, разлапистые – в общем, непродуктивные и не особо красивые. Зато под их покровом отлично растут местные растения. И люди охотно приходят в невысокий сосновый бор собирать белые грибы.

ЛЕС ТОЖЕ БОЛЕЕТ

Деревьям угрожают не только стихийные бедствия. Ведь лес тоже живой, он может страдать от различных болезней. Например, тайгу может охватить нашествие сибирского шелкопряда, хоть на севере Сахалина очаги этой заразы не бывают такими обширными, как на юге.

Однажды в нашей тайге обнаружили вспышку лиственничной волнянки. Это случилось в начале нулевых, рассказывает Сергей Михайлович. Тогда он, вместе с другими работниками лесхоза, ездил на вездеходе на север Нышского лесничества. Разводили препараты, опрыскивали ими деревья. 

Если бы гусениц не заметили, прожорливые личинки поедали бы хвою, пока деревья не погибли. Но люди успели вовремя – заглушили очаг.

40 ЛЕТ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ

Сергей Михайлович рассказывает о своем дяде Викторе Сергеевиче с большим почтением. Как уже говорилось, заслуженному работнику леса уже 83 года.

Родился он в Рязанской области в год, когда началась Великая Отечественная война. Первые годы его жизни были очень тяжелыми, как у всех ребят, чье детство выпало на военное и послевоенное время.

На Сахалин молодой Виктор приехал вслед за своим старшим братом Михаилом (отец С.М. Мотина), который в армейские годы служил в пгт Тымовское военным связистом, а после осел в Ныше, женился, завел детей.

Оказавшись на острове, Виктор устроился работать в Нышское лесничество Ногликского лесхоза и трудился там целых сорок лет – вплоть до выхода на пенсию. Он был мастером леса, занимался тушением лесных пожаров, лесовосстановлением, рубками ухода.

Виктор Мотин

– Мой дядька Виктор Сергеевич – очень ответственный, надежный, с огромным опытом, – отзывается Сергей Михайлович. – Хоть он и не получил в свое время профильного образования, это не мешало ему исполнять обязанности лесничего, т.е. руководителя, когда требовалось. В годы, когда в Ныше имелся лесопитомник, он следил за выращиванием лесопосадочного материала. 

За свою трудовую деятельность Виктор Сергеевич неоднократно поощрялся благодарностями, грамотами, а также имеет три нагрудных знака отличия за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране – за десять, двадцать и тридцать лет.

ПО СТОПАМ ОТЦА И ДЕДА

Аналогично своему дяде, Сергей Михайлович имеет нагрудные знаки отличия от федерального агентства лесного хозяйства: звание «Почетный работник лесного хозяйства» и «За сбережение и приумножение лесных богатств России».

Из троих сыновей Сергея Михайловича по стопам отца и двоюродного дедушки решил пойти средний – Владимир. Он поступил в Тихоокеанский государственный университет и получил образование инженера лесного хозяйства.

Ещё во время учебы, получая степень магистра, Владимир успел год поработать в г. Хабаровск лесопатологом – т.е. специалистом, который выявляет болезни деревьев, вредителей, их количество и масштабы распространения, принимает решение о необходимых мерах по защите леса.

Вернувшись в Ногликский район, Владимир устроился в ОАУ «Северное лесное хозяйство», где успел зарекомендовать себя ответственным и толковым специалистом. В должности инженера по лесовосстановлению Владимир проработал несколько лет.

Сегодня младший Мотин живет в Краснодаре и работает айтишником. Впрочем, резкая смена деятельности не огорчает отца – молодежи нужны перемены, поиск себя. У каждого поколения бывают свои модные профессии – они возникают, набирают популярность и потом теряют её. А лес стоит вечно, и всегда ему будет нужна защита человека от стихии, болезней и других людей. Он подождёт.