В память важного события

13 ноября 2022, 05:32Общество

Улица 15 Мая в Ногликах названа в память исторического события, которое произошло 15 мая 1925 года – освобождение Северного Сахалина от японских захватчиков и установление советской власти на этой территории.

В 1920 году Япония оккупировала Северный Сахалин. Правительство восточного соседа рассчитывало создать здесь опорный пункт для нападения на другие советские территории, закрыть нашей стране выход через Амур и Охотское море в океан. Другой, не менее важной целью было использование природных богатств острова.

Из документов Государственного архива Сахалинской области известно, что в мае 1920 года отряд японских войск внезапно появился в Ногликах. В стойбище японские солдаты занимались обустройством гарнизона – строили дома и казармы. Через некоторое время Ногл во приобрел облик японской военной базы, контролировавшей устье реки Тымь и выход в море из залива. Для этого в Ныйво находилась сторожевая застава, имевшая с Ногликами телефонную связь. Также японские посты из трёх-пяти солдат разместились по окрестным стойбищам вдоль побережья. 

Под прицелом японский корабль

Летом 1920 года японские геологи провели масштабные геологоразведочные работы по поиску полезных ископаемых, охватившие весь Ныйско-Набильский район. Завезено нефтедобывающее оборудование для бурения на Охинском месторождении, послужившем началом промышленной добычи нефти. Геологическая партия Гиичиро Кобаяши расширила исследования в районе реки Уйглекуты. Бурение производилось также на ногликской площади и в Катангли.

Нивхи и эвенки с философской наивностью смотрели на энергично суетящихся японцев, но рабочие-нефтяники их не пугали.  При случае им можно было продать рыбу или обменять на продукты. Гораздо хуже были японцы в мундирах. Те держались надменно и строго, заставляли туземцев таскать мешки и бревна, забирали у них лодки, нарты и собак для своих поездок. Летом 1921 года в Ногликах появился жандармский переводчик Хасибо. Агрессивно вели себя японские солдаты и жандармы первые два-три года, но грубое обращение и угрозы прекратились, японцы стали раздавать бесплатно пайки с белой мукой, устраивать для туземцев праздники и собрания.  Первую подобную акцию японцы провели в ноябре 1923 года в стойбище Чайво. 

Советское правительство продолжало настойчиво бороться за освобождение Северного Сахалина, неоднократно заявляли протесты против оккупации и требования вывода японских войск с этой территории. Япония долгое время затягивала начало официальных переговоров. Однако факторы внутреннего и международного положения все больше давали о себе знать и заставили японское правительство пойти навстречу мирной советской инициативе и приступить к переговорам. Они начались 14 мая 1924 года в Пекине и продолжались до января 1925 года.

Японский гарнизон

 В октябре 1924 года японские военные собрали в Ногликах по два-три человека от каждого стойбища на праздник. Жандармский начальник заявил, что на следующий год японцы оставят Северный Сахалин. Он предложил тем, кто желает, эмигрировать в Японию. Для этих целей японское правительство выделяло пароход, пропуски на переезд можно было получить в японской казарме. После собрания появились бочки вина, много конфет, пряников, папирос. Японские военные угощали всех участников праздника. Здесь же была музыка, пляски и даже спортивные состязания в беге наперегонки.

Недалеко от Ноглик, в местности реки Паркаты, находился поселок оленеводов – резиденция купца Дмитрия Винокурова.  Рассчитывая на его влияние, в феврале 1925 года японская администрация организовала в Паркате большой «съезд» туземцев, пригласив из Ныйво, Такрво, Тыкмач, Лярво, Чайво, Вала, Пильтуна, Адо-Тымово, Горомая, Пильтуна, Набиля, Луньво и других стойбищ охотского побережья представителей родов нивхов, уилта и тунгусов. По словам некоторых его участников, японцы, заявив о своем предстоящем уходе, призывали аборигенов поддержать их силой оружия в случае военного столкновения с СССР.

В ходе переговоров Япония обязалась к 15 мая 1925 года вывести свои войска с территории Северного Сахалина. Правительство СССР соглашалось предоставить японцам в качестве концессий в эксплуатацию 50 процентов площадей разрабатываемых ими нефтяных и угольных месторождений. Ранним утром 14 мая 1925 года был спущен флаг над штабом японского командования, после обмена почестями военных отрядов подписан итоговый документ – Акт о выводе оккупационных войск и восстановлении на Северном Сахалине суверенитета СССР.  В 9 часов 40 минут последний японский солдат покинул русскую часть острова. В Ногликах почти все военные строения, казармы и склады за неделю до выезда японского гарнизона большей частью были сожжены.

Быт нивхов, 1932 год

13 сентября 1925 года часть советских пограничников прибыла в стойбище Ноглики. Солдаты осмотрели полуразрушенные зимовья блокгаузного типа, склады, погреба с большим количеством ящиков, наполненных морской капустой и разной специфической японской едой. Вокруг были нарыты окопы по всем правилам военного искусства, с пулеметными гнездами, блиндажами и колючей проволокой. Было принято решение для охраны территории образовать пограничную заставу «Ноглики» 52-го Сахалинского пограничного отряда Тихоокеанского пограничного округа.

С этими историческими событиями, установлением советской власти на Северном Сахалине связано и название улицы Советской. В 2016 году на доме № 18 по улице 15 Мая была установлена информационная доска.

Анастасия ЧЕРТИХИНА, 

заведующая районной модельной центральной библиотекой имени В. Санги

От редакции. К тексту прилагается солидный список литературы, но мы его решили не публиковать.