Об этом нельзя молчать

24 ноября 2021, 06:34Новости
Фото:

В сентябре в редакцию «Знамени труда» зашел житель Ноглик Вадим Левкун. Заметно смущаясь, рассказал о своей беде: аборигенам Сахалина запретили ловить кету в местах традиционного природопользования – на заливах Ныйво и Набиль. Есть альтернатива – ездить на рыбалку в открытое море. Но ведь это опасно

Честно говоря, тот визит удивил корреспондента. Потому что есть люди, всегда готовые громко заявлять об ущемлении их прав, а есть Вадим Левкун – скромный работяга, совершенно не склонный привлекать к себе внимание. Если уже такие тихони обращаются в СМИ, значит, повод действительно серьезный. 

В этом году многодетная семья Вадима Викторовича, как и многих других нивхов, уйльта и эвенков Ногликского района, осталась без красной рыбы. Ситуация аховая, ведь лосось все еще остается главным элементом традиционного питания этносов Сахалинской области.Местные аборигены повторяют, что такой трудной путины еще не было. Во-первых, горбуша зашла в наши водоемы на месяц позже обычного. Когда же рыбалка началась, региональная комиссия по регулированию добычи анадромных рыб, как и в прошлые годы, стала объявлять проходные дни – периоды запрета на любое рыболовство, включая любительское и традиционное.

Рыбалка – вообще штука нестабильная. Сегодня лосось может идти хорошо, а завтра на том же месте не поймаешь ни одной захудалой горбуши. Нередко, когда рыбачить дозволялось, сети ногликцев оставались пустыми. Тех же, кто попался на рыбалке в проходные дни, сотрудники правоохранительных органов штрафовали, у них конфисковывали сети. Среди тех, кому пришлось конфликтовать с силовиками, были и нивхинки-пенсионерки.

Так прошел август. Нивхи собирались, роптали, писали обращения в разные инстанции (пока безрезультатно). Напоминали о существовании статьи 2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (одним из основных принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов является учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам – прим. ред.). Но в целом вели себя тихо – терпели, ждали кету

.Однако в начале сентября представители коренных малочисленных народов Севера Сахалина узнали о новом тотальном запрете.

– В этом году, как обычно, получил листы учета добычи водно-биологических ресурсов на свою семью. Пошел в рыбоохрану, мне сказали, что рыбачить можно только в Охотском море. Но коренные никогда там не промышляли. Слишком большая волна, на своем стареньком «Прогрессе» я туда не выйду. Да и кто из наших на такое решится? – недоумевал Вадим Левкун. 

Как выяснилось, таковые нашлись, причем не только среди членов родовых общин, для которых добыча рыбы является основной хозяйственной деятельностью. 

Через неделю после вышеуказанного разговора, т.е. в середине сентября, во всех новостных лентах региона появилось сообщение о молодых мужчинах, не вернувшихся с рыбалки. 15 сентября двое представителей КМНС из Ногликского района вышли на небольших резиновых лодках в Охотское море. Их долго не могли найти. Через десять дней тело одного из добытчиков обнаружили на Ныйской косе. Две недели назад родственники отыскали второго. Мужчине было 39 лет. Его жена, мастерица народного промысла, осталась одна с двумя малолетними детьми на руках.

Как выяснила «Знамя труда», 14 сентября, т.е. накануне несчастного случая, сотрудники полиции провели рейдовые мероприятия в Ныйском заливе: побывали на косе, обыскивали лодки представителей КМНС. Грозились наказать, если те попытаются нарушить запрет. 

«БОГ ВАМ В ПОМОЩЬ»

– Я предупреждал руководство СКТУ, агентства по рыболовству, что их запрет на традиционный промысел в заливах и рекомендация рыбачить в Охотском море обернутся трагедией. На это мне ответили: «Бог вам в помощь», – рассказывает председатель родовой общины «Нивхи Сахалина» Ким Лиманзо.

На недавней конференции регионального общественного движения «Союз коренных народов Сахалина», прошедшей в ногликском краеведческом музее, вновь и вновь возвращались к больной теме. Ведь практически все присутствующие на собрании знали погибших, многие участвовали в их поисках.

Звучало такое мнение: неизвестно, кто ответит семьям за потерю кормильцев и ответит ли, но молчать о произошедшем нельзя. 

Выступила жительница села Некрасовка, глава семейной родовой общины «Вагис» Александра Няван. Активная общественница рассказала: в Охинском районе сотрудники правоохранительных органов не берутся указывать аборигенам, где и сколько рыбы те могут добывать.

– Перед каждой путиной проходят общественные встречи, где мы напоминаем о том, что наши права прописаны в федеральном законодательстве, а не в региональных нормативных правовых актах, которые меняются каждые полгода или три месяца, – сообщила Александра Александровна. 

Конечно, и там не все гладко. Лососевая путина на северо-западном побережье Сахалина тоже началась на месяц позже, аж 26 июля. Также в этом году некрасовцы впервые столкнулись с таким понятием, как проходные дни. Горбуша прошла массово и одним ходом, поэтому многие не успели ее заготовить. И все же положение наших северных соседей заметно лучше. По крайней мере, им не приходится опасаться «людей в погонах». Напротив, нивхи Охинского района даже обращаются к сотрудникам полиции и ФСБ за защитой (!), когда происходят стычки с местным рыбным монополистом.

ЧТО ДЕЛАТЬ и КТО ВИНОВАТ

Вопросы традиционной хозяйственной деятельности, а также защиты исконной среды обитания коренных народов Севера Сахалина – основные в работе представителя КМНС при Сахалинской областной Думе. Весной этого года на съезде КМНСС и ДВ РФ в г. Салехард Алексей Геннадьевич  Лиманзо сообщил о проблемах, с которыми сталкиваются этносы Сахалинской области в ходе традиционной хозяйственной деятельности, о неосвоении квот на водно-биологические ресурсы, предложил руководителю федерального агентства по рыболовству содействовать в вопросе отмены проходных дней для представителей КМНС Сахалина. 

– При федеральном агентстве по рыболовству создана рабочая группа, которая приступила к рассмотрению проблем традиционного рыболовства. Сегодня они актуальны для дальневосточного бассейна, требуют внимания и решения федеральных властей, – комментирует А. Лиманзо.

– Особо хочется отметить возрастающую роль научных учреждений в их рекомендациях по запрету рыболовства в местах традиционной хозяйственной деятельности КМНС. Такой подход (рекомендация СахНИРО) стал для нас главной проблемой. Люди вынуждены покидать свои традиционные места, рыбачить там, где они никогда не были, рискуя жизнью. Все эти вопросы, как и новые экологические вызовы в современном мире, требуют общественного вмешательства и контроля.

Да, рыбы действительно стало гораздо меньше, признает представитель КМНС при облдуме. Тем не менее, решения, принимаемые региональной комиссией по регулированию анадромных видов рыб, не должны ущемлять права коренных малочисленных народов Севера Сахалина. Кто повинен в том, что нерестилища не заполняются – аборигены со своими сетками в заливах? А может, причина всё-таки в активном промышленном лове, в браконьерах, вырезающих рыбу в верховьях рек?

– Меня нисколько не удивляет заключение секретаря совета безопасности РФ Николая Патрушева о том, что Сахалинская область входит в тройку регионов-лидеров по незаконному промыслу в сфере рыболовства. На островных реках были и остаются «закрытые зоны», где действуют нелегальные станы. С чьего позволения? – риторически спрашивает А. Лиманзо.

– Я призываю к тому, чтобы эти факты предавались огласке. Если кто-то видит, что река перекрыта сетями, это нужно немедленно снимать на камеру и обращаться в правоохранительные органы. Также необходимо проконтролировать то, как будут работать сотрудники по вашему заявлению. Тот, кто по каким-то причинам не хочет писать заявление в полицию, может обращаться ко мне с фото- и видеоподтверждениями нарушений. Я готов отстаивать общую позицию.

Авторы:Зоя Слежакова