Занятия искусством не должны быть скучными

12 ноября , 23:26Культура

В этом году детской школе искусств в Ногликах первого сентября исполнилось 55 лет. Как живёт сегодня учреждение дополнительного образования? «Знамя труда» побеседовала с руководителем ДШИ Лилией ВОЛОГДИНОЙ.

Лилия Юрьевна, какова ваша главная задача как директора детской школы искусств?

– Отвечая на ваш вопрос, хочу привести слова французского драматурга Пьера Бомарше: «Не надо искать путь к победе – надо создать такие условия, чтобы все пути вели к ней!». Своей главной задачей считаю создание в ДШИ условий для творчества, созидания педагогов и учащихся.

Легко ли быть директором? Какое для него главное качество?

– Конечно же, нет – это очень трудный и тяжелый портфель. Но я выросла в семье руководителей именно образовательных учреждений, поэтому мне с детства это все было знакомо. Также уже был опыт руководителя крупного учреждения, возможно, это и сыграло роль при моем назначении. А главным качеством считаю ответственность.

Вы восемь лет на этой должности, что удалось уже сделать?

– Для того, чтобы представить, что удалось, надо вспомнить, какой школа была в 2014 году. Это 150 учащихся, пять преподавателей, две предпрофессиональные программы (декоративно-прикладное творчество и хоровое пение), пришедшие в негодность мебель и музыкальные инструменты, отсутствие компьютеров и интернета, сценических костюмов, музыкального оборудования и бесконечные суды. Придя в школу, я сразу оказалась в роли ответчика, так как преподаватели судились с администрацией района.

Было очень много трудностей, но я не привыкла отступать. В настоящее время в школе создано качественное образовательное пространство. Это и уютные кабинеты с новыми мебелью, музыкальными инструментами и оборудованием, компьютерами и скоростным интернетом, натюрмортным фондом, сценическими костюмами и многим другим. Создана нормативно-правовая база, введены новые штатные единицы. В образовательную среду включены педагоги, учащиеся и родители. Происходит успешное освоение предпрофессиональных и общеразвивающих программ, ежегодно открываются новые. У ногликских ребятишек и их родителей большой выбор: шесть предпрофессиональных и семь общеразвивающих программ (хоровое пение, эстрадное, музыкальный фольклор, фортепиано, баян, аккордеон, гитара, театр, дизайн, декоративно-прикладное творчество, духовые инструменты, дошкольное воспитание).

Расскажите, пожалуйста, о педагогических кадрах.

– В настоящее время педагогической деятельностью занимаются 14 человек. Все преподаватели имеют профессиональное образование, из них десять – высшее; высшую и первую квалификационные категории имеют девять педагогов. Ежегодно все преподаватели проходят курсы повышения квалификации, участвуют в профессиональных конкурсах, проводят открытые уроки и мастер-классы.

Что должно быть первично для педагога школы искусств, чтобы учёба была для ребёнка интересной?

– Если коротко, – творческая инициатива, профессионализм и любовь к детям. В условиях «борьбы» за каждого ученика от педагогов школы искусств требуются большая компетентность и креатив. Занятия искусством не должны быть скучными.

 Легко ли найти тех, кто бы соответствовал всем этим критериям? Хватает сотрудников?

– Непросто. Очень большой кадровый голод, потому что молодежь после окончания ВУЗов и ССУЗов старается остаться работать в больших городах. Молодым людям проще пойти в театр или в какой-нибудь музыкальный коллектив. Там ты сам за себя и ни за кого другого ответственности не несешь. А тут ребенка нужно вырастить, дать ему знания, подготовить на конкурс, с родителями провести работу, контролировать посещение, журналы заполнять... Много разных нюансов.

 Каких специалистов вы бы хоть сейчас приняли в свой коллектив?

– К сожалению, в Ногликах нет педагогов необходимых специальностей. Нам нужны преподаватели теоретических дисциплин, русских народных инструментов, концертмейстеры. У нас есть преподаватели, которые прошли профессиональную переподготовку, чтобы вести эти дисциплины, также мы приглашаем совместителей. Понятно, что они справляются, но хотелось бы, чтобы были отдельные специалисты по этим направлениям на основном месте работы. Каждый год к нам приезжают специалисты, но задерживаются немногие. Кто-то ищет легких заработков, кого-то не устраивают бытовые условия, а кто-то не устраивает нас.

У вас в школе разные ребятишки, как добиться успеха?

– Да, дети все разные: одни талантливы, сценически органичны, схватывают на лету, другие медлительны, долго идут к цели. Но каждый ребёнок, вне зависимости от способностей, нуждается в успехе. Он должен ощущать, что его труд кому-то нужен. Человек с потухшим взглядом далёк от искусства.  Поэтому все экзамены, все концерты в нашей школе публичные, со зрителями и аплодисментами.

Учащиеся вашей школы часто побеждают на конкурсах. Насколько важны для учреждения эти победы?

– Переход на предпрофессиональные программы поставил перед преподавателями и учащимися новые, повышенные требования. Отныне педагог  обязан не просто добросовестно вести свои уроки, но также организовать творческую и культурно-просветительскую работу с каждым учеником своего класса. Концертная практика, конкурсно-фестивальная деятельность, воспитание заинтересованного, образованного зрителя-слушателя – отныне это не «внеклассная работа», а обязательная составляющая образовательного процесса. В конкурсах участвуют все учащиеся, но добиться успехов удается не всем. В каждом потоке всегда найдутся ребятишки наиболее способные и трудолюбивые. В последние годы выдающихся успехов достигли Алина Деменко (выпускница 2021 года) и Наргиза Райипова (выпускница 2022 года).

– Что вы хотели бы изменить в работе вашего учреждения?

– Мне кажется, что наша школа идет в правильном направлении, поэтому менять что-либо кардинально никогда не хотелось. Конечно, каждому директору хочется, чтобы его учреждение всегда держало высокую планку. И мы много работаем ради этого. Мы стараемся, чтобы наши дети развивали свои творческие способности, выезжали в другие города для участия в конкурсах, ведь это ни с чем не сравнимый опыт. Если не получается с финансированием, а вывезти детей – дело затратное, то видеоконкурсы и онлайн-площадки нам очень помогают.

– Что бы вы хотели пожелать своим коллегам в честь юбилея школы?

– В первую очередь хочется пожелать крепкого здоровья, потому что сейчас это особенно важно. Еще хочется пожелать всем вдохновения, потому что без него творческий процесс превращается в рутину. Пусть вас постоянно посещают новые интересные идеи, которые реализуются во множестве проектов. Творческая работа не заканчивается с окончанием рабочего дня и очень важно, чтобы родные люди это понимали. Поэтому желаю всем счастья и мира в семье!